Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Когда следует обращаться к нейропсихологу?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понять, чем занимается нейропсихология и какие проблемы помогает решать специалист нейропсихолог.

Нейропсихология занимается выявлением и коррекцией тех нарушений в психике и поведении людей, которые вызваны неравномерным или неправильным развитием различных отделов мозга.

Дело в том, что за каждую психическую функцию человека отвечает определенный участок головного мозга. В силу самых различных причин те или иные участки могут развиваться не так, как им положено природой. Произойти это может из-за проблем, возникших как до рождения человека, так и в течение его жизни.

Тяжелая беременность, трудности при вынашивании плода, болезни матери, физические и психологические перегрузки и стрессы, перенесенные ею, употребление табака, алкоголя, сильнодействующих лекарственных препаратов, нездоровая экологическая среда, - все это способно нарушить нормальное развитие мозга еще не родившегося ребенка.

В первые годы жизни ребенка также его мозг также может подвергнуться негативным воздействиям, чреватым неблагоприятными последствиями. Физические травмы, сотрясения, ушибы, экологические факторы, особенности воспитания и отношений в семье, раннее попадание в зависимость от компьютерных игр, дефицит живого полноценного общения со сверстниками и с взрослыми, - это и многое другое так или иначе оказывает сильное влияние, мешающее или препятствующее процессам гармоничного формирования детского мозга, азначит, и полноценной личности.

Нарушения нормального функционирования всех участков и отделов мозга неизбежно проявляются в поведении человека: в его движениях и координации, ориентации в пространстве и времени, в скорости восприятия и переработки информации, работоспособности, в общении, способности владеть собой, своими эмоциями… Любая сфера человеческой личности может так или иначе пострадать в результате этих нарушений.

Далеко не всегда подобные особенности поведения человека сразу обращают на себя внимание. Особенно это касается детей: ведь они еще не сформировались ни физически, ни эмоционально, ни психологически. Некоторые их странности зачастую объясняются возрастом, неумением, незнанием.

Однако такое легкомысленное отношение может привести к большим проблемам: незначительные, казалось бы, симптомы могут говорить о нарушениях, порой серьезных, в развитии мозга, а значит, и всей личности маленького человека.

Поэтом настоятельно рекомендуем вам обратить внимание на ваших детей и оценить, нет ли у них проявлений, которые могли бы свидетельствовать о скрытых (пока еще) проблемах. И если вы в чем-то не уверены, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Приведем самые распространенные показания, при которых желательно пройти диагностику у специалиста:

1. ваш ребенок получал общий наркоз;

2. часто болеет, соматически ослаблен, имеет хронические заболевания;

3. имеет проблемы с памятью и вниманием;

4. пишет, рисует левой рукой;

5. неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений или чрезмерно медлительный, не воспринимает инструкцию сразу — требуются повторы;

6. в движениях выглядит неловким, неуклюжим, угловатым;

7. демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;

8. проявляет себя как «трудного» в воспитании, получает нарекания по поводу поведения в детском коллективе и дома;

9. плохо усваивает учебный материал;

10. двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

11. пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;

12. наблюдается/наблюдался у врача-невролога и/или получил родовую травму; родился с помощью кесарева сечения; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус или какую-либо иную неврологическую симптоматику; мало ползал или не ползал совсем; имел травмы головы;

13. имеет проблемы в речевом развитии.

Пepвую кoнcультaцию у дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa peкoмeндуeтcя пpoвecти в вoзpacтe 5-6 лeт, кoгдa peбeнoк coбиpaeтcя идти в шкoлу. Этoт вoзpacт cчитaeтcя oптимaльным для oпpeдeлeния вeдущeй pуки, для диaгнocтиpoвaния и выяcнeния, кaкиe пpoблeмы мoгут пoдcтepeгaть peбeнкa в шкoлe. K тoму жe, зa гoд дo шкoлы ecть вpeмя и вoзмoжнocть пpoвecти нeoбxoдимую кoppeкцию, нe пepeгpужaя мaлышa.

Mнoгиe дeти иcпытывaют cтpecc, пocтупaя в пepвый клacc, нe из-зa тoгo, чтo oтcтaют в paзвитии, a пo пpичинe излишнeй poдитeльcкoй зaбoты и кoнтpoля. Ecли дoмa мaмa caмa зaвязывaлa peбeнк ушнуpки, зacтeгивaлa пугoвицы нa куpткe, coбиpaлa вeщи и тaк дaлee, тo в шкoлe peбeнoк иcпытывaeт нacтoящий шoк oт тoгo, чтo тeпepь у нeгo cтoлькo нoвыx oбязaннocтeй. Дeтcкaя пcиxикa cлaбa, oтcюдa и пoявлeниe нeуcпeвaeмocти, тpуднocти в oбщeнии, уcтaлocть и нeжeлaниe учитьcя.

Bтopoй пик, кoгдa тpeбуeтcя пoceтить дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa – этo 8-9 лeт. Te poдитeли, кoтopыe нe cвoдили мaлышa нa кoнcультaцию в 5-6 лeт, пoнимaют, чтo пpoблeмa ecть и, cпуcтя пapу лeт, зaмeчaют нeуcидчивocть peбeнкa, нeудoвлeтвopитeльныe oцeнки, пpoблeмы c пoвeдeниeм.

Пoмoчь мoжнo и тeм, и дpугим, нo лучшe дeлaть вce cвoeвpeмeннo, кoгдa paзвивaть peбeнкa и корректировать его поведение мoжнo бeз cтpecca и пoтepи дpaгoцeннoгo вpeмeни; нaчинaть лучшe в дошкoльный пepиoд.

ПредыдущаяСледующая