Синдром дефицита внимания и гиперактивности

синдром дефицита внимания и гиперактивности у детейСДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Ваш ребенок непоседа? Он так и норовит сорваться места, не способен ни на минутку успокоиться и выслушать Вас? Его внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, не концентрируясь надолго ни на одном из них? На занятиях в школе он перебивает объяснения учителя и ответы своих товарищей, стремится в любой разговор вставить свое слово, добиться внимания к своей персоне?

Не нужно сильно волноваться: такое поведение в той или иной степени характерно практически для всех детей определенном возрасте. Помните, была даже песенка такая: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель!» Так что в принципе проявления повышенной активности и недостаточной внимательности у ребенка не должны служить причиной особенного беспокойства у родителей и педагогов. По мере воспитания, взросления, социализации, адаптации к требованиям жизни и общения в коллективе подобные «дурные манеры» исчезают, и поведение ребенка нормализуется.

Однако если этого не происходит, если усилия родителей в семье, воспитателей в детском саду или учителей в школе не приносят желаемых результатов и поведение ребенка не меняется к лучшему в течение достаточно длительного периода времени (6 месяцев и больше), - это уже дает повод задуматься и обратиться к специалисту – детскому психологу. Дело в том, что такие особенности могут быть признаками серьезного недуга – синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Что такое СДВГ у детей?

Точная причина возникновения СДВГ до настоящего времени точно не выяснена. Тем не менее, ученые установили, что основой развития этой болезни является недостаток определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга.

Специалисты полагают, что СДВГ является одной из наиболее распространенных форм пограничных психических состояний у детей. По некоторым данным, в России детей с СДВГ около 18%, в США – 20%, в Китае – до 13%, в Италии – 10%, в Великобритании – до 3%.

Симптомы СДВГ могут быть обусловлены целым набором различных факторов, среди которых специалисты называют, например:

- наследственную предрасположенность: СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания;
- поведение матери во время беременности (употребление алкоголя и курение), а также протекание самой беременности и родов (недоношенность, преждевременные роды);
- травмы головного мозга и инфекционные поражения мозга ребенка в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

Самое главное, что необходимо знать и понимать родителям и педагогам: СДВГ – это не капризы, не признак «испорченности» или «вздорного характера», не следствие неправильного воспитания, это – болезнь.

Чем раньше будет она выявлена, чем раньше будет поставлен правильный диагноз – тем эффективнее и результативнее будет лечение.

Какие симптомы сопровождают СДВГ

Специалисты – педагоги и детские психологи – выделяют три основных вида симптоматики при СДВГ

1. Симптомы невнимательности. К ним относятся забывчивость ребенка, постоянное переключение его внимания с одного предмета на другой, неспособность сосредоточиться и удерживать внимание на выполнении определенного задания. Такие дети легко отвлекаются, неорганизованны, часто не слушают, когда им что-то говорят. Очень характерны регулярные ошибки «из-за невнимательности».

2. Симптомы гиперактивности. К таким симптомам относятся суетливость, непоседливость ребенка. Он нетерпелив, в любой момент, даже совершенно неподходящий – во время занятий или, например, в кино – может сорваться с места, чтобы что-то рассмотреть, или показать, или рассказать внезапно возникшую мысль. Он нетерпелив, ведет себя «как заведенный».

СДВГ3. Симптомы импульсивности. Эти симптомы также характеризуются крайней нетерпеливостью ребенка: ему почти невозможно дождаться в чем-то своей очереди. Например, он спешит выкрикнуть ответ еще до того, как до конца услышал и понял вопрос (который может быть адресован и не ему, а другому человеку). Импульсивные дети не в состоянии адекватно воспринимать логику сколь-нибудь долгих объяснений, они хотят получать результат немедленно: любое их желание должно быть тут же удовлетворено, без каких-либо отсрочек или условий.

Если Вы заметили, что поведение Вашего ребенка в течение достаточно долгого времени определяется подобными чертами, обратитесь к специалисту. Невнимательность, неусидчивость, капризность Вашего ребенка могут указывать на серьезные проблемы, выходящие за рамки педагогики.

По результатам обследования у ребенка может быть диагностирован СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип. При этом очень важно провести обследование, которое позволило бы исключить другие заболевания со схожей симптоматикой.

Вне всякого сомнения, любой ребенок на той или иной стадии развития может становиться невнимательным или гиперактивным, капризным и импульсивным. Как же отличить подобные ситуации от случаев поражения ребенка СДВГ?

Специалисты констатируют наличие СДВГ, если в поведении поведение ребенка симптомы этой болезни проявляются в течение определенного периода времени: как минимум, полугода.

Как правило, подобные особенности поведения возникают у детей до 7-летнего возраста. В более старшем возрасте они проявляются в самых различных ситуациях и зачастую весьма отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Ярко выраженные симптомы СДВГ могут привести к устойчивой деградации отношений ребенка с окружающими, к его социальной дезадаптации.

По мере взросления симптомы СДВГ постепенно сглаживаются, однако не исчезают бесследно. Во взрослом возрасте СДВГ может характеризоваться отсутствием навыков рационального планирования своего времени, плохой памятью, эмоциональной неуравновешенностью, все той же невнимательностью, низкой академической успеваемостью. Как результат – низкий уровень профессиональных достижений, заниженная самооценка, депрессии, чреватые зависимостью от психоактивных веществ, алкоголизмом, наркоманией. О благополучной личной жизни в таких условиях говорить крайне проблематично.

Как помочь детям с СДВГ

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности крайне нелегко. К сожалению, далеко не все родители и педагоги могут найти в себе силы, чтобы держать себя в руках и не раздражаться, не сердиться, не злиться на непоседливого, непослушного, невнимательного, зачастую – очень капризного ребенка. Уговоры, ласки, угрозы, наказания, - все кажется безрезультатным. В итоге многие родители либо пускают все на самотек, махнув рукой на свое чадо, либо начинают во всем винить себя, школу, «дурное влияние улицы»… В любом из этих случаев ребенок оказывается без помощи, один на один со своей проблемой.

Этого допускать нельзя. Если у Вашего ребенка специалисты диагностировали СДГВ, знайте: Вы можете и должны помочь ему.

Первое, что потребуется – это специальное лечение и коррекция, которые включают в себя как медикаментозные и терапевтические меры, так и работу психологов. Но любые усилия врачей окажутся безрезультатными, если не будут всемерно поддержаны родителями и педагогами.

Вам предстоит большой труд. Но, соблюдая определенные правила, Вы сможете справиться. Специалистами разработаны правила работы с детьми с СДГВ. Этим правилам должны следовать и родители, и педагоги:

1. Работать с гиперактивным ребенком нужно в начале дня, а не вечером. Это позволит оптимально достроить режим работы под психоэмоциональные ритмы ребенка.

2. Необходимо уменьшить рабочую нагрузку на ребенка. Дети с СДВГ утомляются быстрее своих здоровых сверстников.

3. Работу нужно разбить на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Это даст ребенку возможность «выпустить пар».

4. Общаясь с ребенком, нужно стараться заинтересовать его, захватить его эмоционально. Для этого старайтесь быть драматичным, экспрессивным.

5. Не завышайте требования к аккуратности и тщательности выполняемых заданий. Этим можно добиться того, что выполнив не слишком высокие требования, ребенок почувствует «вкус успеха».

6. Во время занятий старайтесь сидеть рядом с ребенком, чтобы быть с ним «на равных».

7. При общении с ребенком устанавливайте с ним тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Это подействует на него успокаивающе.

8. Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Предоставляйте ему возможность выбора. Ребенок должен чувствовать, что он – соучастник в работе, а не ведомый.

9. Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции. Помните: ребенку крайне трудно сосредоточить свое внимание и удержать в памяти сложные конструкции. Не перегружайте его.

10. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. При этом никогда не откладывайте поощрения: если есть, за что похвалить, сделайте это сразу.

11. Во что было ни стало сохраняйте спокойствие и самоконтроль. Это – главное преимущество. Именно поэтому психологическая помощь и поддержка понадобится не только ребенку, но и родителям.

ПредыдущаяСледующая