Закономерности развития пространственных представлений у детей

Закономерности развития пространственных представлений у детейВряд ли мы ошибемся, если скажем, что мало кто из обычных людей задумывается над тем, насколько важны для нас адекватные пространственные представления. Такой вопрос даже звучит странно.

Для каждого из нас ориентация в пространстве является чем-то само собой разумеющимся.

Все прекрасно понимают, где – верх и где – низ, что такое «впереди» и «сзади», «дальше» и «ближе». Правда, некоторые порой путают право и лево, но это считается допустимым и разве что вызывает улыбки. Но в целом наши представления о пространстве кажутся нам совершенно естественными, чуть ли не врожденными.

И в этом – большая ошибка. Эти представления отнюдь не врожденные. Они появляются у человека не в момент его рождения, а формируются в течение долгого времени, начиная с внутриутробного периода и вплоть до 7-8-летнего возраста.

Все эти годы ребенок учится правильно воспринимать пространство, положение и перемещение в нем различных предметов относительно друг друга и относительно своего собственного тела. Он осваивает навыки сравнения, а также – параллельно пространству – познает и такую категорию, как время. Вся усвоенная таким образом информация ложится в основу понимания причинно-следственных связей, которое позволяет человеку логически мыслить.

пространство, положение и перемещение в нем различных предметов относительно друг друга и относительно своего собственного телаОдним словом, пространственные представления, формирующиеся на самых начальных этапах жизни, составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции.

Любые нарушения в этих процессах ведут к проблемам. Известно, что дети с неразвитой ориентировкой в пространстве испытывают затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). У них возникают трудности при освоении навыков логических рассуждений, образного мышления.

Поэтому своевременное и правильное формирование у детей пространственных представлений является одним из важнейших условий нормального психического и умственного развития.

К сожалению, в настоящее время в этой области далеко не все обстоит благополучно. Дело в том, что для нормального знакомства с пространством, для усвоения правил, по которым пространство – трехмерное пространство – устроено, необходимо постоянное и активное взаимодействие ребенка с этим пространством.

До последнего времени этот процесс проходил естественно: каждый ребенок постоянно находился в трехмерном пространстве, существовал в нем, наблюдал его, действовал, играл, двигался в нем.

Но сегодня у трехмерного пространства появился сильнейший конкурент и даже – враг: плоский, двухмерный экран электронного устройства. Он создает иллюзию пространства, которая принципиально отличается от реального, но которая может казаться более увлекательной, шумной, громкой, более интересной, а значит – и более востребованной.

Долгое и систематическое нахождение ребенка «внутри» виртуального пространства, вне всякого сомнения, позволяет ему быстро нарабатывать навыки поведения там. Все мы восхищаемся тем, насколько быстро осваиваются современные дети во все более сложных и изощренных играх, «стратегиях», «бродилках», «квестах» и т.п. В этом видится залог их будущего преуспеяния в мире новых цифровых технологий.

Но вряд ли кто-то отдает себе отчет в том, что эти успехи в виртуальном пространстве зачастую сопровождаются искаженными представлениями о пространстве реальном, о его закономерностях, о его связи со временем и т.д. Спору нет, виртуальность пока не приводит к полной потере ориентации; все по-прежнему твердо знают, где верх и низ, что такое «вперед» и «назад», а уж с понятиями «право-лево» дела обстоят лучше, чем когда-либо…

Но проблема заключается в том, что дальше этих, самых элементарных понятий, которые мозг усваивает еще до того, как столкнется с плоским экраном, процессы развития идут уже с трудом. И поэтому все чаще встречаются случаи дислексии, дисграфии, дискалькуляции, неумения логически мыслить, работать с отвлеченными образами.

Чтобы во-время увидеть, понять, что у вашего ребенка существуют проблемы, возникшие в связи с недостатками пространственной ориентации, необходимо этапы формирования адекватных пространственных представлений. Вот они:

1 этап (ранний возраст).

Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними. В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.

2 этап (3 - 4 года).

Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.

Сначала ребенок определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем для ребенка достаточно лишь зрительной оценки.

Сначала пространство воспринимается дифференцированно (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространственное расположение предметов лишь на точных линиях (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной).

Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко. Понятие «рядом» для него является синонимом «касаться, дотрагиваться».

3 этап (4 - 5 лет).

Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта.

4 этап (5 - 6 лет).

Ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов. Сначала он практически занимает место предмета, от которого ориентируется, а затем лишь мысленно становиться в позицию напротив стоящего человека (т.е. поворачивается на 180 градусов).

5 этап (6 - 7 лет).

Ребенок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.

6 этап (7 - 8 лет).

Дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.

Очень важно, чтобы на каждом из этапов ребенок прочно осваивал все функции, соответствующие его возрасту.

Если же вы заметили что-то неладное, если ваш ребенок плохо ориентируется в пространстве, времени, если у него возникли проблемы с восприятием текстов, с устной речью, со счетом, - обязательно обратитесь к специалисту – детскому нейропсихологу. Эти ситуации нельзя запускать.

Помните: то, что не было в достаточной мере освоено в раннем возрасте, требует обязательной – и скорейшей – коррекции. Иначе в дальнейшем проблемы разрастутся и могут помешать вашему ребенку нормально и результативно учиться, стать полноценной личностью.

ПредыдущаяСледующая