Советы нейропсихолога

Советы нейропсихологаСоветы нейропсихолога

Осваивая внешнее пространство, дети не всегда понимают, а правильнее будет сказать, редко понимают в формулировках, что такое «зад-перед», «над-под», «в-на». Часто теряют «право-лево», «верх-низ». Мы, родители, должны помочь малышу освоиться, сформировать у него арсенал внешних опор. Делать это мы будем так…
Первый шаг – маркируем левую руку ребенка браслетиком, веревочкой, часами, всем тем, что ребенку нравится и ему захочется эту вещь носить регулярно. Таким образом мы дадим ему основу представлений о его собственном теле. Ведь теперь он знает, «слева» — это «там, где часы, где браслет». А вот теперь уже на это знание можно «нанизывать» другие обширные знания о внешнем мире.

Добавим базовое упражнение «Робот»Упражнение робот

Это игра, вы управляете роботом, малыш – робот. Дети любят играть в эту игру. От вас поступает команда «правая рука вверх, левая рука вперед, два шага назад, один в сторону и так далее». Команды естественно поступают поочередно, иначе вы рискуете запутать вашего маленького «робота», а ведь ему очень важно ощутить успех в этой игре, уверенность от своего знания и понимания пространства.

Эти упражнения можно выполнять вдвоем около зеркала. Тогда у малыша будет и зрительное представление складываться. Со временем он четко отработает все движения, перестанет путаться в «право-лево» и сможет уже всего лишь кивком головы указать, где находится та или иная сторона. Ну и естественно, выполнять эти игровые упражнения надо без фанатизма. Следим, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес, не забываем вовремя переключать его и менять деятельность. Помните, все игры хороши в меру.

Следующим этапом, вы вместе с малышом встаете около зеркала и совместно делаете движения над головой, под носом, над плечом, за ухом, перед глазами и т.д.

В следующем этапе уже добавляете, голова выше всего, стопы ниже всего, и уже включаем элементы: выше, чем…, ниже, чем…. Выше, чем…, но ниже, чем… . Потом малыш повторяет эти действия без зеркала, а еще позже и с закрытыми глазами.

А когда наш «робот» будет уверенно ориентироваться в своем теле, можно поиграть в игру «Путаница». Вы намеренно показываете на себе не те места, которые называете, малыш должен вас исправить.

По дороге в детский сад или на прогулке на детской площадке можно играть в игру, когда ребенок управляет мамой. Он заранее придумывает конечную цель, куда должна дойти мама и начинает командовать, мама, иди прямо, мама поверни направо и т.д. Если мама идет не верно, он говорит «стоп» и исправляет маршрут маме. Повторно проговаривая, куда ей следует идти.

Теперь простроив у малыша понимание собственного тела и его отношения в пространстве, мы можем просить его ориентировать другие предметы в пространстве.

И вот еще одна игра, «Фотограф»Игра Фотограф

Мама или папа превращаются в капризного фотографа, который хочет сфотографировать детские игрушки, но никак не может красиво их усадить или расставить. Просит помочь ребенка, посадить белку справа от слона, пирамидку поставить перед кубиками и так далее. Можете делать несколько кадров, а потом менять снова положение игрушек. Очень интересно потом, просматривая снимок на экране компьютера, обсудить, кто из игрушек, где находится.

Теперь мы можем обсудить с малышом пространственный рисунок. Уточняете, где у листа верх, где низ, право, лево, где правый верхний угодщ, левый нижний и так далее. А затем ребенок под вашу диктовку рисует картинку, например, в середине листа рисуем волны, справа на волнах кораблик, слева вверху солнышко, справа вверху самолетик, внизу слева рыбку и так далее.

Следующим этапом в развитии пространства будет копирование фигур. Рисуете на листе или на доске перед ребенком геометрическую фигуру и просите ее перерисовать, но так, как будто она упала и перевернулась вверх ногами, или перевернув ее вправо или влево.Фигуры геометрические

Все эти игры и задания требуют регулярности и терпения от родителей. Но поверьте, ребенок будет благодарен вам за свою спокойную уверенность в ориентировке в пространстве. Также помощниками вам в развитии пространственной функции будут пазлы, кубики, разрезные картинки, мозаика и конструктор. Не забывайте подбадривать кроху, ведь ваша уверенность и поддержка основная опора малыша. Удачи!