Что кроется за криком родителя, почему мы кричим на детей?
Рассмотрим основные причины:⠀
Непонимание элементарных вещей о детской психологии и психике, о том как устроен детский мозг:
Отсюда завышенные требования и ожидания, непонимание детских эмоций и потребностей и как следствие срыв. Ведь родитель убеждён, что истеря и не слушаясь, ребёнок манипулирует и намеренно издевается. ⠀ ⠀ Отсутствие базовых знаний об этапах развития ребёнка, о теории привязанности, о жизненно важных потребностях ребёнка, о незрелости мозга провоцирует постоянные срывы, ведь родитель постоянно ждёт от ребёнка того, на что он просто не способен в силу возраста.⠀ ⠀ К примеру мы ведь не кричим на новорождённых детей за то, что они не умеют ходить.
Нулевой ресурс у мамы, эмоциональное выгорание⠀
Когда мама на нуле, когда маме самой плохо, когда она переполнена своими переживаниями, она не может выносить детские капризы. Непослушание, истерики, требования вызывают огромное раздражение и злость.⠀ ⠀ Поэтому, чтобы эффективно выполнять свою роль, маме нужно обязательно заботиться о себе, пополнять свой ресурс, заряжаться энергией⠀ ⠀ Бесконечный порочный круг: Крик — чувство вины — несоответствие своему идеалу матери — снова крик и срыв.⠀
Травматичный детский опыт, повторение родительской модели
Если у мамы в её детстве не было опыта тёплого отношения с родителями, любви и принятия, если было много наказаний, криков, ругани, то с большой вероятностью в своём материнстве такая женщина будет транслировать ту же самую модель поведения.⠀⠀
Нет опыта экологичного выражения эмоций⠀
Это следствие предыдущего пункта. До 7 лет ребёнок в идеале должен овладеть навыком уравновешивания эмоций(то есть умение испытывать >1 эмоции в момент времени, например злиться и любить).⠀ Но к сожалению большинство людей до конца жизни так и остаются психологически незрелыми детьми 2-3 летнего возраста.
Физиологические причины
Провоцировать излишнюю раздражительность и вспыльчивость могут гормональные процессы или сбои, а также дефициты важных микроэлементов. Поэтому важно периодически следить за анализами, восполнять дефициты и полноценно питаться
Ну и самая главная причина-это фрустрация.
Если перевести на человеческий — банальное несоответствие вашим планам.
К примеру, вы хотели после того, как уложите ребёнка спать, «пожить для себя» пару часов. Но у вашего ребёнка на жизнь свои планы. Писать, какать, пить и неистово кричать. И вот всё, вы уже понимаете, что законный отдых томно уходит в закат и тогда вас посещает состояние тотальной фрустрации.
Что делать-то? А тут все банально — работать над собой.
Во-первых, надо сесть и разобраться по какой из причин вы кричите. Вот просто сесть, промотать в голове ситуацию, когда кричали/кричите, и честно самому себе признаться ПОЧЕМУ начали кричать, после чего начали кричать, что послужило триггером для “запуска” крика?
Во-вторых, разработать план — прописать себе на листе или в голове, если не любите листики (но так, поверьте, менее эффективно), как стоит вести себя в возникших ситуациях, на подобных триггерах.
В-третьих, выбрать ОДИН, на крайний случай два триггера, самых ярких и частых, после которых вы начинаете кричать, отслеживать его и ловить себя в моменте, заменяя обычный сценарий поведения на новый. Только так, на практике, вы переучите себя вести по-другому.
В-четвертых, работать с первопричинами крика. Если это усталость или плохое самочувствие — разгрузите себя по максимуму, дайте отдых или устройте график так, чтобы к вечеру у вас были силы выдержать детей, а не только доползти до кровати. Дайте себе передышку и возможность восстановиться.
Медведева Наталья Александровна
клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.