ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Детский аутизм – это расстройство, вызванное нарушениями в развитии головного мозга и характеризующееся выраженным дефицитом социального взаимодействия на фоне ограниченности интересов и стереотипности повторяющихся действий.
Ребенок-аутист крайне мало общителен. У него заметны задержки и нарушения в развитии речи, а также других коммуникативных функций. Такой ребенок не реагирует на обращенные к нему вопросы, вообще избегает разговоров. Если он и пользуется речью, то крайне неохотно, используя одни и те же фразы и штампы. Однако, оставшись в одиночестве, он может начать повторять недавно услышанные слова, предложения, комментировать собственные действия.
Для детей-аутистов характерна глубокая поглощенность повторяющимися жестами или действиями: они могут подолгу раскачиваться, подпрыгивать, размахивать руками. Они привержены однажды усвоенным стереотипам в поведении, в занятиях, играх. При этом любые изменения, нововведения вызывают с их стороны противодействие.
КАК РАСПОЗНАТЬ РЕБЕНКА-АУТИСТА
Аутизм может быть диагностирован у детей возрастом до двух с половиной – трех лет. Зачастую аутисты – это привлекательные малыши с задумчивым лицом. Они не любят, чтобы их брали на руки, «тискали», не отвечают улыбкой или смехом на такие ласки и проявления любви. С ними практически невозможно установить контакт глазами – они не любят разглядывать людей, не интересуются их эмоциями. Они вообще демонстрируют неспособность устанавливать эмоциональны связи. Говорить они начинают с большой задержкой. В некоторых случаях речь может полностью отсутствовать либо исчезать.
Не менее характерными симптомами являются однообразие и стереотипность поведения, приверженность неизменным привычкам. Ребенок-аутист чувствует себя комфортно только тогда, когда одни и те же события происходят в одно и то же время, одни и те же вещи находятся в неизменных местах и т.п.
Весьма характерно поведение аутистов в играх: в них они не моделируют поведение людей или животных, не стремятся что-то создать, реализовать свои фантазии, как-то отобразить увиденное или придуманное. Они предпочитают играть с песком, с водой, — с теми материалами, которые можно долго и спокойно перебирать, пересыпать. Аутисту нужно, чтобы предметы, с которыми он играет, не имели своей «индивидуальности», четких характеристик (форма, размер), которые задавали бы правила и способы игры с ними (например, большие кубики, куклы, наборы различных машинок).
Также отличительной чертой аутичного поведения является нетипичная реакция на сенсорные раздражители (прикосновения, звуки), на боль: такие дети могут либо не замечать их или реагировать слишком слабо, как бы «неохотно», — либо, напротив, излишне сильно, с крайним раздражением.
Подобное раздражение, даже ярость, может возникать внезапно, неспровоцированно. При подобных приступах ребенок может громко, истерично кричать и биться, направляя агрессию как вовне, так и против самого себя, что может приводить к травмам.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
До сих пор причины возникновения детского аутизма остаются во многом загадкой для специалистов. Однако накопленные клинический опыт и экспериментальная база позволяют выделит несколько основных гипотез. Среди них:
— слабость инстинктов и аффективной сферы;
— блокада информации, связанная с расстройствами восприятия;
— нарушения, связанные с переработкой слуховых впечатлений, что ведет к блокаде контактов;
— нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;
— нарушение в функционировании лобно-лимбического комплекса, которое провоцирует расстройство поведения;
— нарушение в обмене серотонина и функционирования серотонинергических систем мозга;
— нарушения в парном функционировании полушарий головного мозга.
Кроме того есть основания полагать наличие генетической предрасположености к аутизму, поскольку установлено, что в семьях, где кто-либо из старших страдает аутизмом, это заболевание встречается чаще, чем в среднем среди населения.
Ранний детский аутизм бывает связан с органическими расстройствами головного мозга, вероятна также его связь с особенностями внутриутробного развития, с протеканием родов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
По степени тяжести развития болезни специалисты выделяют четыре группы.
Наиболее легкие проявления детского аутизма характерны для четвертой группы. Наиболее типичные черты поведения детей, которых можно отнести к ней, — это повышенная уязвимость, самоуглубленность, нежелание идти на контакт, большие затруднения во взаимодействии с внешним миром.
У детей третьей группы отмечают постоянное стремление уйти от контактов с окружением в собственный внутренний мир. На этой стадии проявляются такие особенности поведения, как стереотипность занятий, повторяемость действий. При этом ребенок постоянно находится в мрачном, безрадостном настроении, все его интересы также окрашены в подобные тона.
Вторая группа отличается все более активным и даже агрессивным отторжением любого «излишнего» внешнего воздействия, любых нарушений привычного хода вещей. Круг контактов ребенка максимально сужается, он не выходит за пределы самого близкого окружения. Стереотипность и повторяемость действий и речи усиливается, равно как и избирательность в еде, одежде, занятиях. Усиливаются страхи, сопровождающиеся истеричной реакцией, агрессией, в том числе направленной против себя.
Наиболее тяжелые проявления аутизма присущи детям первой группы. Они же наименее адаптированы к жизни. Ребенок первой группы практически полностью углублен в самого себя, почти никак не взаимодействует с внешним миром. При любом контакте он испытывает дискомфорт, он всемерно избегает их. Даже самым близким ему людям зачастую не удается добиться от него слова, взгляда, улыбки. Он может стать нечувствительным к явным неудобствам, при условии, что они привычны.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ И ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА
Важно знать, что синдром детского аутизма поддается коррекции. Для этого нужно постоянное взаимодействие специалистов-психологов и родителей, всех родных больного ребенка. Чем раньше будет поставлен правильный диагноз и начата коррекционная программа, тем быстрее и легче будет наладить социальное взаимодействие малыша с окружающими, его адаптацию к внешнему миру.
Основными направлениями коррекционной работы с аутичными детьми являются:
— лечение нарушений поведения;
— семейная терапия;
— медико-психолого-педагогическая коррекция.
Лечение детского аутизма — сложнейший процесс, который требует применения комплексных разноплановых лечебно-реабилитационных мероприятий на основе психологических и биологических методов.
Нужно помнить, что наиболее эффективную психологическую и медико-педагогическую помощь ребенку возможно оказать до возраста 7 лет, когда закладываются базовые характеристики личности.
Медикаментозное лечение продуктивно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. При этом его эффективность зависит от множества факторов, в том числе, от интенсивности лечебно-реабилитационной работы.
В настоящее время крайне актуальной является задача социальной адаптации детей, страдающих аутизмом. Такие дети должны быть отнесены к группе с особыми образовательными потребностями. Их социальная реабилитация возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования, для успешного внедрения которой необходимо выполнение следующих требований:
— проявления аутизма необходимо диагностировать на самых ранних стадиях,
— обучение и адаптация детей-аутистов должны сопровождаться постоянным мониторингом их психического состояния, что должно обеспечить оказания им при необходимости своевременной медицинской и психологической помощи,
— педагоги, работающие в системе инклюзивного образования, должны иметь соответствующую квалификацию, обладать необходимым уровнем знаний о психопатологии, чтобы успешно работать с такими детьми.