СКОРО 1 СЕНТЯБРЯ, И МНОЖЕСТВО РЕБЯТ ВПЕРВЫЕ ПОЙДУТ В ШКОЛУ.
Для них и для их родителей это переход в совершенно новое качество. Ранний период детства завершается. Дети вступают в более взрослую жизнь, с новыми обязанностями, требованиями, ограничениями, все возрастающими нагрузками, расширяющимся кругом общения. Все это ставит перед ними необходимость адаптироваться к незнакомым условиям, действовать в непривычных ситуациях.
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ЭТИМ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОСВАИВАТЬ НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ — ОН СТАНОВИТСЯ УЧЕНИКОМ, ЧЛЕНОМ БОЛЬШОГО КОЛЛЕКТИВА.
Для тех ребят, которые не посещали до этого детского сада, различных групповых дошкольных занятий, освоение этой новой роли может быть весьма непростым. Но и у тех их сверстников, кто имеет опыт общения в детских коллективах, может возникнуть определенные сложности, поскольку они все равно вынуждены менять и сам коллектив, и характер общения в нем.
Кроме того, требования, предъявляемые к ученикам даже в первом классе, могут быть более высокими, чем те, что были в дошкольных учреждениях. Да и учителя здесь более строги, и контакт между ними и родителями менее тесен, что вынуждает каждого ребенка более самостоятельно выстраивать свои отношения с ними, а также со своими товарищами.
В этих условиях родители должны уделить большое внимание контролю психологического и физического состояния своих первоклашек, заблаговременно помочь им психологически подготовиться к школьной жизни и поддерживать их в период непростой адаптации.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Первое и основное — это установить четкий режим дня. Режим абсолютно необходим для успешной учебы, нормального полноценного отдыха школьника. Он помогает ребенку освоить навыки управления своим временем, приучает его к ответственности.
Было бы очень полезно привлечь вашего ребенка к составлению ежедневного расписания для него. Посоветуйтесь с ним пот этому поводу, объясните, зачем это нужно. Но при этом не давайте ему самостоятельно составлять этакое расписание. Он должен понять и усвоить, что рамки для него определяются не им.
При составлении расписания обязательно учитывайте, что периоды учебы, занятий, работы должны чередоваться периодами отдыха. Помните, что для детей младшего школьного возраста ежедневный сон должен продолжаться не менее 10 часов.
Непременным условием также является физическая активность, которая должна компенсировать малую подвижность за партой или рабочим столом, а также снять неизбежное психологическое напряжение, накапливающееся во время занятий.
Второй принципиальный момент — это налаживание и поддержание постоянного общения с ребенком. Попав в незнакомое окружение, он постоянно и неизбежно будет сталкиваться с непривычными для себя ситуациями. Как себя вести в них, он пока не знает, и обратиться за разъяснениями он может только к родителям.
Поэтому обсуждайте с детьми каждый их день в школе: что нового они узнали, кто из товарищей по классу им нравится и почему, о чем они разговаривали друг с другом, как ваш ребенок оценивает поведение других детей, какие ссоры возникают.
Одним словом, старайтесь быть полностью в курсе того, что происходит в классе и как себя чувствует там ваш ребенок — и объясняйте ему, где и в чем он прав или не прав, как нужно и можно вести себя в той или иной ситуации и т.д. Это очень нужно ему, чтобы он не чувствовал себя один на один с новыми проблемами, с которыми он подчас не в силах совладать.
Естественно, чтобы картина школьной жизни не была субъективной (а такой она обязательно будет со слов вашего ребенка), непременно поддерживайте регулярный контакт с учителем, с родителями других учеников. Будь активными родителями, интересуйтесь всем, происходящим в классе, в школе. Это оградит вас от неприятных неожиданностей и очень поможет вашему ребенку — и не только в начале его долгого школьного пути.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ?
Крайне важен тот факт, что с первых дней в школе у ребенка идет процесс формирования самооценки. Те представления о самом себе, что сложились у него в период раннего детства, в кругу семьи, привычных друзей, подвергаются неизбежной корректировке в новом, незнакомом коллективе. Плюс к этому добавляется такой критерий, как успеваемость в учебе, дополненное вольным или невольным сравнением собственных успехов и неудач с достижениями других ребят.
Поэтому от родителей требуется постоянная поддержка ребенка. Отмечайте каждый его успех, даже самый, казалось бы, незначительный, поощряйте его активность, стремление добиваться большего. Но не «захвалите» его, постарайтесь развить в нем критичное отношение к себе, при этом ни в коем случае не допуская занижения его самооценки.
Это — весьма тонкая психологическая задача. Очень важно найти, почувствовать ту грань, что отделяет «здоровую» критику, которая стимулирует ребенка к более настойчивому труду, от «критиканства», которое, напротив, лишь убеждает его в сознании собственной слабости. Ведь эта слабость может стать и удобным «убежищем», привычной социальной ролью, которая позволит оправдывать безответственность, пассивность, лень.
Ошибиться здесь крайне легко, ибо эта самая грань в решающей мере зависит от личностных характеристике ребенка. Причем эти характеристики подвижны: личность-то еще не сформирована, идет процесс ее формирования.
Поэтому мы настоятельно советуем в каждом отдельном случае посоветоваться со специалистом по детской психологии. Он поможет родителям определить оптимальную стратегию в этом исключительно важном вопросе.
Другой момент, который нужно учитывать — это функция и место игры в процессе обучения первоклашек, их отдыха, вообще — в их жизни.
Дело в том, что до начала обучения в школе игра была основным инструментом и методом познания мира для ребенка. Она была его основным видом деятельности. С приходом в школу ситуация меняется.
Основным видом деятельности становится учеба. Однако игра в течение некоторого времени сохранит свою роль в качестве одного из методов обучения. Но при этом это будет уже игра по определенным, достаточно строгим правилам, заданным взрослыми, и дети не смогут менять эти правила по своему усмотрению. Такого рода игры призваны, помимо прочего, приучить детей к действиям в коллективе, к распределению ролей, к жестким рамкам постоянно усложняющихся правил.
Поэтому будет правильно, если родители загодя начнут приучать своих детей к подобным играм. Если у ребенка нет навыка к ним, то столкновение с условиями, которые ему могут показаться неудобными, непривычными, неинтересными, способны вызвать в нем непонимание, протест. Таких ситуаций следует избегать.
Чтобы заранее привить ребенку навыки действий по правилам, умение сознательно подчиняться им, можно также обратиться к детским психологам. Он помогут родителям освоить методы игротерапии, подобрать несколько вариантов игр, наиболее подходящих для каждого ребенка, исходя из его особенностей.
В то же время невозможно переоценить значение игр для полноценного отдыха начинающего школьника. Он может с удовольствием возвращаться к своим «детским», «дошкольным» играм — и это даст ему необходимую психологическую разгрузку, вернув на время в привычный и дорогой ему мир. А заодно — и позволит увидеть, насколько более взрослым он становится благодаря школе.
Не менее важны и полезны подвижные игры. Это незаменимый отдых для ребят, вынужденных проводить все больше времени неподвижно сидя за партой.