В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ СТРАТЕГИЮ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛИ.
Такой план обязательно включает в себя: описание цели, учет наличных и перспективных, необходимых и доступных ресурсов для ее достижения, описание путей и методов использования этих ресурсов, описание промежуточных целей (задач), что предполагает учет целей, ресурсов и методов действий со стороны соперников (конкурентов).
Это же определение стратегии можно сформулировать как практическое описание методов достижения желаемого состояния в условиях активного сопротивления среды.
Попробуем рассмотреть это подробнее.
ЦЕЛЬ.
Наличие цели (желаемого состояния) — ключевая составляющая стратегии, ее основа. Действительно, зачем еще нужна стратегия, как не для достижения цели: победы в войне, в конкурентной борьбе, в построении карьеры и т. п.
РЕСУРСЫ
Понятно, что для достижения любой цели необходимо затратить некие ресурсы. Их масштаб и характер во многом задается самой целью. По воробьям, как известно, не палят из пушек. Как показал опыт «Культурной революции» в Китае в середине прошлого века, для борьбы с воробьями больше подходят тряпки, намотанные на длинные шесты: размахивая таким оружием, китайцы не давали бедным воробьям присесть ни на минуту, в результате чего птицы умирали от усталости и голода.
В то же время учет ресурсной базы может заставить стратега скорректировать целеполагание. Если ресурсов попросту не хватает, приходится менять цели, а значит — и весь стратегический план.
Описание путей и методов, а также промежуточных целей (задач). Поскольку стратегическая цель носит долгосрочный характер, то деятельность по ее достижению необходимо растягивается во времени. Это требует постановку промежуточных целей, формулирование более кратковременных задач, решение которых должно приблизить достижение конечной цели. Каждая подобная задача требует особого подхода, использования специфических ресурсов. Все это должно быть осознано и описано в практическом плане действий, который конкретизирует арсенал и назначение ресурсов, порядок их использования и пополнения, а также график достижения промежуточных целей стратегии.
По мере реализации этого плана возможна (а порой — неизбежна) его корректировка.
Неизбежность корректировки определяется другим принципиально важным и имеющим основополагающее значение фактором, а именно: активным сопротивление среды, то есть наличием конкурирующих стратегий. Любая стратегическая деятельность ведется не в пассивном пространстве, где она не встречает никакого сопротивления. Если бы дело обстояло таким образом, то речь шла бы не о стратегии, а о простом прямолинейном движении от одного состояния к другому (желаемому).
Но даже во взаимодействии с «пассивной», «мертвой» природой человек сталкивается с сопротивлением, более или менее неожиданным. Например, альпинисты, покоряющие вершину, не просто карабкаются по склону, но должны учитывать и характер грунта, и «коварство» погоды, и кислородное голодание, и возрастающую с высотой солнечную радиацию, и возможность схода лавин и обвалов…
Составить план восхождения в таких условиях очень непросто. Но попробуйте добавить сюда конкурирующую группу альпинистов, с которой нужно соревноваться в скорости восхождения — и задача усложниться на порядок. А если допустить, что группы (две, три и даже больше) альпинистов — не просто конкуренты, но противники, готовые целенаправленно мешать друг другу — то есть сопротивление среды из пассивного превратится в активное, — то сложность еще многократно возрастет.
Из всего сказанного становится ясным, что стратегия, стратегическое планирование — вещи чрезвычайно сложные. Чтобы освоить искусство стратегии, стать стратегом нужно уметь мечтать (чтобы поставить действительно стоящую, стратегическую цель), но в то же время быть максимально реалистичным и практичным, учитывать огромное количество факторов, определять приоритеты, понимать и предугадывать действия конкурентов. Многие из этих умений, знаний и навыков носят прикладной или академический характер: просто нужно очень много знать.
Однако можно отметить и ряд психологических характеристик, которые требуются для успешной стратегической работы. Их можно и нужно в себе воспитывать, тренировать. Остановимся на некоторых из них.
Первое — это хладнокровие, уверенность в себе и способность трезво оценивать ситуацию в любой момент времени, владение собой, своими эмоциями. Для стратега это принципиально важно, поскольку от него требуется постоянный контроль над ситуацией, способность управлять людьми — своими сотрудниками, соратниками, единомышленниками. А люди — это важнейший ресурс в любой стратегической игре.
Обрести такие качества — качества лидера — можно с помощью опытных специалистов по психотренингу.
Второе — это умение работать с большими массивами информации, большая работоспособность, а также умение быстро и эффективно расслабляться, не допускать перенапряжения, перегрузок, которые чреваты потерей контроля над ситуацией и ошибками.
Для этого также требуется специальная подготовка под руководством опытных специалистов.
Третье — это психологическая устойчивость по отношению к негативным внешним воздействиям, умение сохранять веру и оптимизм в любых, даже неблагоприятных ситуациях.
НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ — ЭТО, ПО СУТИ, ФОРМАЛИЗОВАННАЯ МЕЧТА, НЕКИЙ ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ЧЕЛОВЕК ИЛИ КОЛЛЕКТИВ СТРЕМЯТСЯ, В КОТОРЫЙ ОНИ ВЕРЯТ.
Стоит лидеру утратить эту веру — и все усилия обесцениваются, лишаются смысла.
Вера, уверенность в достижимости цели и основанный на этом оптимизм — непременное условие успешной стратегии. Сохранение их — важнейшая психологическая задача, которую должны решать и лидер, и все его соратники.
Но на лидере при этом лежит особая ответственность. Умение не терять веры, владение методиками поддержания позитивного психологического настроя в коллективе — этому должен быть обучен каждый претендующий на роль стратега.