КАК ИЗВЕСТНО, ТВОРЧЕСТВО — ОДНО ИЗ ВЫСШИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА.
Многие полагают, что в творчестве вообще заключается смысл жизни, смысл человеческого существования. Ведь суть творческого процесса — самовыражение человеческой личности, создание ею образов, отражающих уникальное восприятие личностью внешнего мира и самой себя, своего взаимодействия с миром.
Поэтому результат творчества — картина, мелодия, скульптура, книга, фильм, вообще любой звук, любое изображение, жест, слово — это «фотография» того, как конкретная личность видит и понимает окружающий мир и свое место в нем. Она может быть гармоничной или исполненной тревог и страхов, может быть радостной и подвижной или застывшей в созерцании прошлой боли… Но каждая такая «фотография» будет уникальной и многое сможет рассказать о своем авторе, его внутреннем мире, его чувствах и переживаниях.
Это свойство творчества — выражать в образах и формах суть личности творца, автора — делает его незаменимым инструментом в психотерапии. Это отмечали еще Фрейд и Юнг. А в середине XX века появилась арт-терапия — направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях пациентов изобразительным творчеством.
Вначале термином «арт-терапия» описывали различные варианты лечебной и реабилитационной практики. В наши дни арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества пациента, основанное на взаимодействии между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Как правило, методами арт-терапии решаются задачи психопрофилактики, социализации и развития личности.
Одна из главных особенностей арт-терапии заключается в том, что она активно задействует правое полушарие мозга. Именно оно отвечает за творчество и интуицию; его активация позволяет раскрыть могучий потенциал самоисцеления, заложенный природой в каждом из нас.
Наиболее эффективным метод арт-терапии зарекомендовал себя при реабилитации людей с особенностями развития, а также в работе с детьми.
В настоящее время специалисты вынуждены констатировать рост числа детей, испытывающих сложности в общении, в социальной адаптации в школе. В то же время в России взят курс на инклюзивное обучение детей с различными отклонениями в развитии. Все эти категории детей в той или иной степени нуждаются в психологической или психотерапевтической помощи, коррекции. И зачастую такую помощь лучше всего можно получить с использованием методик арт-терапии.
Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы, контакта с проблемами, с которыми сталкивается ребенок. Дети далеко не всегда могут описать словами свое состояние, свои переживания, страхи и тревоги. Арт-терапия позволяет ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Созданные в ходе такого творческого процесса образы должны быть рассмотрены, изучены и проанализированы специалистом. На этой основе он сможет достаточно точно определить психологический статус ребенка, понять суть проблемы и наметить стратегию дальнейшей профилактической, терапевтической или коррекционной работы.
ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ, ЧТО В АРТ-ТЕРАПИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА:
1. всегда на первом месте – терапевтические цели. Творческие цели вторичны. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются результатом деятельности воображения, а не проявлением художественных способностей;
2. искусство обладает целительным действием само по себе. Художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Поэтому ведущий специалист поощряет пациента доверять своему собственному восприятию и стремиться выражать свои спонтанно возникающие чувства, эмоции, образы.
Тот факт, что искусство способно излечивать многие недуги, известен издревле. Один из главных действующих при этом механизмов — сублимация, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. Она позволяет пациенту выразить свои бессознательные инстинкты, страхи, влечения (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творческие образы. Тем самым искусство позволяет взять под осознанный контроль такие деструктивные чувства и состояния, как гнев, страх, агрессия и направить их «в иное русло», выплеснув их на бумагу или холст.
Помимо этого, арт-терапия открывает пациентам путь к самоутверждению, повышению самооценки через творчество.
ИМЕННО ТВОРЧЕСТВО С ЕГО НЕПОВТОРИМОСТЬЮ, УНИКАЛЬНОСТЬЮ ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ УВЕРИТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ.
Нельзя не сказать и о таком положительном эффекте применения арт-терапии, как развитие коммуникативных способностей пациентов. Умение общаться, выражать свои мысли и переживания и понимать мысли и переживания других людей становится все большей редкостью в наше время. Арт-терапия учит пациентов — особенно детей — пользоваться самыми разнообразными способами, приемами, методами для налаживания коммуникаций, выстраивания общения.
Все это — укрепление самоконтроля, управление своими эмоциями и состояниями, повышение самооценки, освоение разнообразных навыков общения — может быть достигнуто с использованием методов арт-терапии и значительно улучшает адаптивные способности личности. А ведь именно умение быстро и эффективно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современной жизни прежде всего необходимо нам и нашим детям.
Следует подчеркнуть, что продуктивность занятий арт-терапией может быть гарантирована только в условиях специальных студий или кабинетов. Дело в том, что для таких занятий необходим целый ряд условий.
Во-первых, нужно иметь широкий выбор различных изобразительных материалов: краски, карандаши, мелки, пастель, а также цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто для лепки, песок с миниатюрными фигурками для «игры с песочницей», дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки, ножницы, нитки, разные типы клеев, клейких лент и т.д. При этом качество материалов должно быть достаточно высоким, чтобы их использование не несло потенциального вреда пациентам.
Нужно понимать, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, сначала пациенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами: эти средства позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы.
Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта», умений и навыков. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции создает ощущение защищенности, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании.
Ведущий занятия специалист должен обеспечить пациентов необходимыми материалами и проявить максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Помещение для занятий должно быть просторным, чтобы обеспечивать место для движений и шумных игр.
САМИ СЕАНСЫ ЗАНЯТИЙ АРТ-ТЕРАПИЕЙ ДЕЛЯТСЯ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ:
1. невербальная, творческая, неструктурированная часть. Она занимает до 70 процентов времени каждого сеанса. Ее содержание — изобразительная деятельность, использование самых разнообразных механизмов невербального самовыражения и визуальной коммуникации;
2. вербальная, формально более структурированная часть. Она занимает 30 процентов времени. Ее содержание — словесное обсуждение и интерпретация нарисованных объектов и возникших ассоциаций.
***
Как вы наверняка заметили, арт-терапия во многом схожа со сказкотерапией или игротерапией. Эти методы психологической профилактики, коррекции и терапии ориентированы прежде всего на работу с детьми и являются оптимальными для этих целей.
Безусловно, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии совместной работы специалистов-психологов и родителей, всех членов семьи, а также воспитателей и учителей.
Чтобы лучше познакомиться с арт-терапией и других родственных ей психотерапевтических методик, приглашаем вас на консультации в наш Центр Психологии и Нейропсихологии на Первомайской.