«Странный вопрос», — скажете вы. «Конечно, в определенном состоянии можно и не такое еще испытать…»
Нет, мы не имеем в виду ничего подобного. Речь пойдет не об опытах знаменитого Карлоса Кастанеды и дона Хуана. Ведь оказывается, что для того, чтобы воспринимать некоторые явления одновременно разными органами чувств, не требуется никаких дополнительных средств, кроме желания — и тренировок!
Давно известно, что есть люди, у которых некоторые цвета вызывают не только зрительные, но и обонятельные или вкусовые ощущения. Есть и такие, которые не только слышат звуки, но и «видят» их — окрашенными в различные цвета. Есть даже такие, кто четко знает, какого цвета то или иное число и как оно звучит…
Такие люди называются синестетиками. Их удивительная способность — синестезия — заключается в том, что их органы чувств способны реагировать не только на «профильные» раздражители: глаза — на цвет, уши — на звук, язык — на вкус, нос — на запах. Каким-то странным образом звуковые сигналы могут преобразовываться в их мозгу также и во вкусовые, или цветовые и т. д.
Как и почему это происходит — до сих пор доподлинно не известно. Феномен синестезии весьма мало изучен. Некоторые специалисты полагают, что это — врожденная особенность, строго индивидуальная, и что, следовательно, научиться этому нельзя.
НО СОГЛАСИТЕСЬ, НАСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЕЕ БЫЛО БЫ ЖИТЬ В МИРЕ, ГДЕ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ ЦВЕТ НА ВКУС, ПОНЮХАТЬ ЗВУКИ, ИЛИ НАРИСОВАТЬ ПЕСЕНКУ, РАСЦВЕТИТЬ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ФОРМУЛУ…
Так ли это невозможно для простых смертных, не наделенных от рождения даром синестезии?
Пожалуй, не все так безнадежно. Если задаться целью обогатить свой чувственный опыт, расширить границы восприятия действительности — этого можно добиться. Для этого у нас есть, как минимум, три помощника: рефлекс, ассоциация и воображение.
РЕФЛЕКС
поможет нам, например, дать изображению или слову вкус. Посмотрите на человека, жующего лимон: вы тут же почувствуете кислоту во рту, у вас начнется обильное слюноотделение. А для некоторых будет достаточно одного слова «лимон». Но ведь вы сами лимон и в руках не держали!
АССОЦИАЦИЯ
также свяжет вкусовые ощущения с тем, что мы видим, слышим или представляем себе. Не раз мы слышали: сколько ни говори слово «халва» — во рту слаще не станет! Но так ли это? Попробуйте представить себе что-нибудь очень вкусное, какое-нибудь любимое блюдо. Еще лучше, если оно связано с воспоминаниями детства. Скажем, малина со сливками, которыми баловала вас бабушка летом на даче. Или традиционный торт, готовившийся раз в году на ваш день рождения… Если мы угадали, то вы наверняка не только вкус почувствуете — почти явно, — но и аромат этих яств.
Силу ассоциаций давно используют, например, продавцы йогуртов. Они прекрасно знают, что коричневый цвет упаковки, ассоциирующийся с шоколадом, придает их продукции «более сладкий» вкус, нежели, скажем, зеленый, ассоциирующийся с кислым яблоком. Особо впечатлительные покупатели могут не только разницу во вкусе заметить, но и уловить различия в ароматах. И это при том, что йогурт будет абсолютно одинаков, только упакован в баночки разного цвета.
Механизм ассоциаций весьма гибок, и каждый может научиться его использовать. Попробуйте, например, смотреть кинофильмы, вооружившись не традиционным пакетом поп-корна, а на каждый сюжет, или на каждого режиссера, или любимого актера завести специальное «вкусовое сопровождение».
Можно создавать и другие ассоциации по своей прихоти. Нужно только воображение!
ВООБРАЖЕНИЕ! САМЫЙ ВЕРНЫЙ И МОГУЩЕСТВЕННЫЙ НАШ ПОМОЩНИК ВО ВРЕМЕНА ДЕТСТВА!
Оно компенсировало нам недостаток жизненного опыта и позволяло путешествовать там, где мы никогда не были, но о чем читали; представлять во всей полноте запах прерий, краски африканских закатов, вой и рык лесных хищников, грохот водопадов…
Мы, казалось бы, утратили силу воображения; опыт со всей его ограниченностью заменил нам его. Но не все потеряно: специалисты психологи помогут вам вернуться к истокам великой творческой силы воображения, как освобождаться от привычной рутины и жестких рамок опыта, которые есть не что иное, как лень и страх.
А ваших детей научат пользоваться воображением и фантазией более осознанно, целенаправленно, с тем чтобы использовать их потенциал в учебе, для решения различных задач, для развития творчества — и для того, чтобы они овладели навыками синестезии, соединения «несоединимых» ощущений в причудливые сочетания.