Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время учится работать и добиваться цели.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает его прекрасным средством для «заботы о душе», именно так переводится термин «психотерапия».
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ИМЕЕТ ПОД СОБОЙ ШИРОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, И НЕСЕТ МНОЖЕСТВО ФУНКЦИЙ:
— снимать напряжение с кончиков пальцев рук и всего тела в целом;
— проигрывать и переживать травмирующие ситуации в жизни;
— развить более позитивную Я-концепцию;
— стать более ответственным в своих действиях и поступках;
— выработать большую способность к самопринятию;
— в большей степени полагаться на самого себя;
— овладеть чувством контроля;
— развить стрессоустойчивость к процессу преодоления трудностей;
— развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
КАКИЕ ДЕТИ ОСОБЕННО НУЖДАЮТСЯ В ЭТОЙ ИГРЕ?
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребѐнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА, РДШ, разные виды СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), патохарактерологическое развитие личности, психопатии, фобии, невротические расстройства.
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ДВА ВИДА РАБОТЫ С ПЕСКОМ:
— работа с сухим песком;
— работа с песком и водой, работа с влажным песком.
ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ПЕСКОМ МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА 4 ТИПА:
1. Можно использовать песок для мотивации сенсорного развития, так как дети любят занятия с песком, то песок можно использовать как мотиватор, а именно положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребенком предлагая ему спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны по цветам и т.д.
2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).
3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением.
4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является самым сложным для ребенка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета, составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.
Кроме того песок — прекрасный тренажер, средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.