Причины агрессивности подростков. Как избежать вспышек агрессии
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» .
Эрих Фромм.
Тема детской агрессии достаточно серьезна и актуальна. К сожалению эта тема живет среди нас взрослых и среди наших детей. Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АГРЕССИЯ?
Агрессия — это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически или вербально.
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная проявляется человеком для достижения какой-то определенной цели. Она часто выражается у более младших детей, например, желание отобрать игрушку. Враждебная агрессия чаще проявляется у более старших детей и она направлена на то, чтобы причинить человеку боль.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от конкретной ситуации, но иногда агрессивность находится на одном устойчивом уровне. Причин для этого несколько, положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношение с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей объясняется тем, что они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, они его интерпретируют как враждебное.
К агрессии более склонны мальчики.
До сих пор окончательно не выяснены причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки. Но все же психологи выделяют некоторые категории, которые обуславливают агрессивное поведение:
-врожденные побуждения или задатки;
-потребности, активизируемые внешними стимулами;
-познавательные и эмоциональные процессы;
-актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
ТАК ЖЕ ЧАСТО ПРИЧИНОЙ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ.
1.Агрессивное поведение членов семьи в обычных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, хамство, упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессию в десятки раз чаще там, где он видел агрессию взрослых ежедневно, где она стала нормой его жизни.
2.Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Сегодня родителям удобно говорить одно, завтра им удобно говорить другое, это приводит к растерянности детей, озлоблению, агрессии против родителей.
Основными факторами, которые определяют формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, СМИ и пр. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая агрессию вокруг. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает свое молодое поколение. И опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.
В воспитании детей можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности. Это расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка как раз помогает расположение, это и умение слушать, это и теплота общения, доброе слово, ласка, открытость своему ребенку.
Неприятие, наоборот же, стимулирует детскую агрессивность. Это и безразличие, устранение от общения, нетерпимость и властность по отношению к ребенку. Неприятие приводит к такому заболеванию как госпитализм, это одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев.
Так же огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.
А вот что хотелось бы сказать о наказании. Естественно, мы даже не обсуждаем физические наказания.
Само наказание может быть очень значимо для человека, НО:
— если оно следует сразу за проступком;
— оно объяснено ребенку;
— оно сурово, но не жестоко;
— оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Во время конфликта с ребенком проявляйте терпение, спокойствие и выдержку.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, навыкам взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
В поведении детей-агрессоров и детей-жертв, как правило, наблюдаются типичные отклонения от нормы.
«ЖЕРТВЫ»
— дети, которые являются «социальными аутсайдерами», так как наиболее часто именно они подвергаются нападениям и унижениям со стороны сверстников. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают, реагируют слезами или просто убегают. В школе или на улице они социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.
«АГРЕССОРЫ»
— это, чаще всего, лица мужского пола. Типичные агрессоры ведут себя вызывающе по отношению не только к ровесникам, но и ко взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных ситуаций. Так же агрессоров отличает недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников.
ЧТО МОЖНО ПОСОВЕТОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ…
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения в социуме.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует конфликтное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности ребенка и не ставить перед ним невыполнимых задач, так как невыполнение их неизбежно приведет к заниженной самооценке.
Не будьте равнодушны к проблемам своих детей. Старайтесь посещать школу не раз в четверть во время родительского собрания, а чаще, особенно это касается родителей, чьи дети учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью.
Избегайте практики физического наказания детей. Многие родители возвращаются домой с родительского собрания с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить ему за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителями и детьми становятся традиционной формой общения. Дети перестают доверять родителям, да и взрослым вообще. Они боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, начинают искать поддержку на стороне.
При общении с ребенком используйте «Я-послания». Они действуют менее угрожающе, не загоняют ребенка в угол и он не испытывает потребности обороняться от вас.
Родители, которые слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Активное слушание улучшает отношение между детьми и родителями, так как помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.
Не забывайте про умеренную дозировку компьютерных игр и телевидения. Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач и игр на компьютере, чтобы эти занятия не играли доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ:
— постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия;
— не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд;
— не ставьте своему ребенку каких бы то не было условий;
— будьте тактичны в проявлении воздействия на ребенка;
— не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе;
— не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо;
— не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом;
— не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями;
— не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов;
Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.
Удачи вам!