Психологическая подготовка к экзаменам (советы родителям). Продолжение
В предыдущей статье мы рассмотрели несколько рекомендаций, нацеленных на то, чтобы помочь прежде всего взрослым — родителям, учителям — психологически подготовиться к экзаменам. Без такой подготовки взрослых «участников экзаменационного процесса» он удачным быть не может.
Спокойствие, уверенность, конструктивный настрой на серьезную работу, формирование здоровой деловой атмосферы, — все это зависит от взрослых. Именно они должны сделать максимум возможного, чтобы подготовка к экзаменам и сами экзаменационные испытания не превратились в бешеную гонку, чреватую тяжелейшими последствиями для нервной системы, психики и здоровья школьников.
В этой части речь пойдет о том, как следует в этой ситуации взрослым работать с детьми. Именно работать, поскольку психологическая подготовка детей, вернее, подростков, к экзаменам требует больших и постоянных усилий, многих знаний и навыков, терпения. А главное — любви и заботы, без которых ничего не получится.
КАК КАЖДОЕ БОЛЬШОЕ И СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНАМ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ЗАРАНЕЕ.
Мало толку будет от того, что за месяц до начала сессии родители или учителя вдруг начнут «грузить» детей информацией о методах психологической разгрузки, о приемах расслабления, управления вниманием, концентрации и т.п.
Даже за полгода — уже поздно. В этом случае на деле подобная «подготовка» станет для учеников лишь еще одной, очередной и совершенно непонятной, а значит и бессмысленной нагрузкой. Она только утомит их, не принесет ни малейшей пользы, один вред.
Будем исходить из того, что одной из целей психологической подготовки к экзаменам можно считать, как минимум, освоение учениками ряда базовых навыков управления своим психологическим состоянием, вниманием, развитие памяти, умения справляться с нервным стрессом, снимать напряжение и т.п. Для этого оптимальным сроком начала соответствующих занятий мог быт стать период летних каникул перед «рубежным» годом обучения, то есть примерно за год до экзаменов.
Первый шаг в правильном направлении — это визит к специалисту-психологу, который профессионально сможет оценить психологический статус каждого подростка. Это очень важно, поскольку в подростковом возрасте идут сложные, динамичные и многофакторные процессы формирование личности. Непрофессионалу непросто как следует разобраться, понять, что происходит в душе и в голове подростка. Но нужно не только разобраться в этом, нужно еще и определить, какие особенности характера, мышления подростка требуют той или иной коррекции, в чем ему необходима помощь, с чем он в силах справиться самостоятельно.
Если правильно, что каждый человек — это индивидуальность, то подросток — это индивидуальность в квадрате. Каждый из них заслуживает индивидуального внимания, индивидуального подхода. И хотя методики психологической подготовки к стрессам, в целом, давно стандартизированы и, казалось бы, их может при необходимости освоить любой человек, в их применении именно подростками следует соблюдать большую осторожность. Ведь подросток — еще не до конца сформировавшаяся личность, он сам себя не знает, он не имеет опыта действий в сложных ситуациях, наконец, в его организме протекает множество процессов, влияющих на его физическое и эмоциональное состояние, на настроение.
ПОЭТОМУ КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОСТАВЛЯЛИСЬ НА ОСНОВЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.
На основании результатов бесед с психологом необходимо определить оптимальный режим занятий подростка, чередования периодов напряженной работы и отдыха, расслабления. Это очень важно, ибо самым страшным врагом любого ученика, студента, любого человека, готовящегося к экзамену, является переутомление, пресыщенность информацией, которую приходится усваивать, запоминать и извлекать из памяти в нужный момент.
При этом не менее существенно понять, какого рода отдых больше всего подходит вашему ребенку. Одни отлично отвлекаются и «разгружаются», занимаясь спортом. И чаще всего именно спорт, подвижные игры (футбол, волейбол, теннис и пр.) рекомендуется молодым людям в качестве психологической разгрузки.
Но не все люди одинаково любят спорт. Физическая активность, безусловно, необходима, она помогает снять умственное напряжение, «выключить» на время уставший мозг. Однако для эффективной работы с полученной в ходе занятий информацией, которая требует не одного простого запоминания, но и понимания и анализа, спорта недостаточно. Не менее полезными «развлечениями» могут оказаться и простая спокойная прогулка в парке или в лесу, и поход в музей, и прослушивание спокойной музыки.
Мы неслучайно слово «развлечения» поставили в кавычки: на самом деле речь идет о работе, но о работе, которую ведет подсознание. В спокойной обстановке, лишенной стрессов и эмоциональных всплесков, которые характерны для занятий спортом, подсознание будет продолжать работать с нужной информацией. А общение с природой, с художественными образами позволит ему строить целые цепочки аналогий, столь полезных для классификации новых данных, для получения быстрого доступа к ним в момент необходимости.
В этой же связи можно еще раз повторить: экзамен не должен восприниматься ни родителями, ни подростками в качестве какого-то «рокового рубежа». На самом деле экзамен — это один из этапов, за которым следует долгая жизнь, и прохождение этого этапа должно обогатить опыт молодого человека, сделать его более сильным, уверенным в себе, добавить ему мудрости, понимания самого себя. А все это возможно только в спокойной обстановке, которая дает возможность и время подумать и ответить на важнейшие вопросы: что я буду делать после экзамена? куда и зачем пойду учиться дальше? чего я хочу добиться в жизни?
Без таких внутренних бесед с собой подросток не сможет научиться самостоятельно ориентироваться в условиях долговременных нагрузок, не поймет ценности и необходимости методичного труда.
Все это он должен понять и объяснить себе сам. Иначе у него сложится упрощенная модель поведения и отношения к жизни: сверхнагрузки в ходе подготовки к испытаниям, чередующиеся всплесками физической активности, которая со временем уступит место простейшим развлечениям (теперь уже без кавычек): алкоголю, вечеринкам, громкой музыке, незатейливому общению.
Наконец, еще одна рекомендация родителям в ходе подготовке к экзаменам: будьте внимательны к своим детям, внимательно присматривайтесь и оценивайте их состояние.
Многое в неизбежно меняющемся поведении старшеклассников может вас озадачить, насторожить, многое окажется непонятным и необъяснимым. Это совершенно естественно, ведь в наше время взаимопонимание между поколениями является скорее счастливым исключением, нежели правилом.
НЕ ДАВИТЕ НА ПОДРОСТКОВ, НЕ СТАРАЙТЕСЬ «ОБРАТИТЬ ИХ В СВОЮ ВЕРУ», ЗАСТАВИТЬ ИХ ПОНИМАТЬ ВАС. ПОНИМАЙТЕ ВЫ ИХ. В ЭТОМ ВАМ ВСЕГДА ПОМОГУТ СПЕЦИАЛИСТЫ ПСИХОЛОГИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ К НИМ ЗА СОВЕТАМИ И КОНСУЛЬТАЦИЯМИ.