КАК СДАТЬ ЕГЭ И НЕ СОЙТИ С УМА? ЭТОТ ВОПРОС, ВОЗМОЖНО, СФОРМУЛИРОВАН РЕЗКОВАТО, ОДНАКО ПО СУТИ ОН СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ.
Действительно, невозможно отрицать, что сдача экзаменов вообще, и современного ЕГЭ, в частности, сопряжена с огромными психологическими перегрузками. Это крайне непростое испытание и для школьников, и для родителей. И к сожалению, не все справляются с ним: каждый год проблемы, связанные с экзаменами, становятся причиной нервных срывов, скандалов, депрессий, иных расстройств, а иногда приводят даже к самоубийствам детей.
Почему так происходит? И что нужно сделать, чтобы избежать негативных последствий «экзаменационной лихорадки»? Как можно снизить психологические нагрузки, непосильные для многих школьников и взрослых?
Первое, что необходимо понять и полностью уяснить себе, — это то, что психологическая подготовка к экзаменам ничуть не менее важна, нежели освоение самого экзаменационного материала. Это — очень серьезная и длительная работа, в которой обязательно должны участвовать и учителя, и родители, и школьники.
Начинаться она должна загодя, задолго до «заветного срока» испытаний, и очень хорошо, если помощь в этом оказывают специалисты психологи.
При этом принципиально важно понимать, что для школьников экзамен — это первый серьезный рубеж, от прохождения которого во многом зависит их будущее. И в этой связи нужно подчеркнуть, что именно первый психологический опыт, который они вынесут из этого судьбоносного события, в конечном итоге будет иметь наиболее важное значение.
Сам экзамен можно сдать еще не раз, можно поменять планы на будущее, изменить профессиональный или карьерный путь. Но тот след, который оставит экзамен в психике молодого человека, будет, скорее всего, определять его характер, степень его уверенности в себе или, наоборот, его страхи, его силу или его слабость — на всю жизнь.
Как ни странно может показаться, но психологическая подготовка к экзаменам должна начинаться с родителей (и с бабушек и дедушек, если они есть). Ведь именно родители формируют общую психологическую атмосферу в семье; они же задают систему «ожиданий», т.е. того, что они «ждут» от своих детей, ставят перед ними цели, задачи, формулируют критерии оценки успеха или неудачи и т.п. На этой основе возникают первые проблемы — именно у родителей, но в последствии эти проблемы могут стать роковыми для детей.
ВАШИ ДЕТИ — НЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ.
Пожалуй, одной из наиболее распространенных ошибок, которые закладываются на данном этапе, заключается в представлении о том, что дети — это некие инвестиционные проекты. Родители всю жизнь в них что-то «вкладывают» — и ждут, что эти «вложения» будут ненапрасны, что они «окупятся», что дети оправдают их.
Уже сама по себе такая постановка вопроса неверна и ущербна. Ведь она предполагает, что ребенок — это «инвестиционный проект», а не личность. В такой системе координат ребенок лишен свободы выбора, права на ошибку; он не живет, он — «оправдывает»: оправдывает свою жизнь, оправдывает заботу о нем.
Но в контексте экзаменов подобный подход становится особенно опасным. Поскольку он делает школьника заложником «инвестиционных планов» своих родителей, он и тут не столько сдает экзамен, сколько защищает «инвестиции», сделанные в него. Получается, что на него возлагается гигантская ответственность за родительские «вложения». И его неудача будет не его личным делом (ибо он — не личность), а крахом надежд самых близких ему людей.
Чтобы понять, насколько это тяжело даже взрослому человеку, представьте, как вы чувствовали бы себя на защите многомиллионного инвестиционного проекта перед советом директоров финансовой компании. Если вы не убедите финансистов — без работы останутся сотни рабочих, их семьям будет нечего есть, их выселят из домов… И все это — по вашей вине!
Поэтому, уважаемые родители, ни в коем случае не относитесь к своим детям как к объекту инвестиций, вложений. Тем самым вы облегчите жизнь себе, сохраните трезвый взгляд на ситуацию и избавите себя от необходимости глотать успокоительное. Но главное — вы поможете вашим детям, вы уменьшите размер ответственности, ложащейся на их плечи, до реального. Вы позволите им сохранить достоинство личности, а значит — и искреннюю признательность, настоящую любовь к вам. (Это же относится и к бабушкам и дедушкам.)
НЕ ЗАВЫШАЙТЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К БУДУЩЕМУ ДЕТЕЙ, НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ИХ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ВАШИ МЕЧТЫ, ВАШИ НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ, ПРОЖИВАТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ! ПОМНИТЕ: ОНИ ОБЯЗАНЫ ВАМ ЛЮБОВЬЮ, УВАЖЕНИЕМ, ЗАБОТОЙ — НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛНЕНИЕМ ВЫДУМАННОЙ И ЗАЛОЖЕННОЙ ВАМИ ПРОГРАММЫ.
Это потребует от вас изменения программы, заложенной в вас самих. Будет непросто. Очень непросто научиться по-человечески относиться в своим детям, а по сути — к себе самим, к собственным мечтам и надеждам, к системам и критериям оценок «удача-неудача», к своему представлению о лучшем будущем: ведь сами эти представления, критерии и надежды далеко не всегда и не у всех сформированы самостоятельно. Слишком часто они так или иначе навязаны нам, взрослым: через общение, через рекламу, телесериалы, безостановочно вдалбливающие в головы, что такое успех и кто такие «лузеры» — те, кто упустил свой шанс на успех.
ПОЭТОМУ ПЕРВОЕ, ЧТО БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО СДЕЛАТЬ — ЭТО С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГА ВЕРНУТЬ СЕБЕ НОРМАЛЬНОЕ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ТРАДИЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСПЕХЕ И УСПЕШНОСТИ, ОБ ИСТИННОЙ ЦЕННОСТИ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ, О НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ВАЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ И УВАЖЕНИЯ К НЕЙ.
И затем, на этой основе заняться строительством отношений со своими детьми, отношений, нацеленных на проектирование их будущего, совместный поиск мотиваций к труду, к строительству этого будущего.
В такой системе координат экзамен будет поставлен на место; вы сами перестанете видеть в нем «огневой рубеж», который должен быть преодолен «любой ценой». А за вами и ваши дети сумеют правильно сориентироваться и более спокойно, хладнокровно и прагматично подойти к этому испытанию.
ВЫСТРАИВАЙТЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ, С ДРУГИМИ РОДИТЕЛЯМИ.
Конечно, речь не идет о том, чтобы пытаться «задобрить» или «подкупить» учителей. Совсем нет!
Но нужно отчетливо понимать, что современные экзамены — нелегкое испытание для всех: и для учеников, и для учителей, и для родителей. От взрослых во многом зависит формирование общей атмосферы: будет ли она насыщена духом «борьбы всех против всех», всеобщим раздражением, взаимными претензиями, обидами и недоброжелательством — или, напротив, станет атмосферой взаимодействия, сотрудничества во имя достижения общей положительной цели.
Тут крайне важно понять, что ваш ребенок — безусловно, самый дорогой вашему сердцу, — живет и действует в коллективе. И коллектив этот состоит не только из его товарищей-сверстников, но и из вас — родителей, остающихся «за кадром», и из учителей. Родители и учителя прямо воздействуют на детей, служат им образцами (положительными или отрицательными) и задают им модели поведения, общения, взаимодействия.
Если родители видят друг в друге соперников, конкурентов, а в учителях — каких-то чуть ли не врагов, строящих козни любимым чадам, — все это не пройдет бесследно для детей. Они возьмут эту модель на вооружение, тоже станут глядеть на окружение как на враждебную среду, включая в нее не только людей, но и то, что они говорят и делают. Если учитель — враг, то и все, что он говорит — враждебно, даже если речь идет об учебном предмете.
Результатом будет отчуждение, растущее отвращение к учебе, желание «отделаться» от нее как можно скорее. Не нужно долго доказывать, что для экзаменов это — худший сценарий. Ученик утрачивает правильное понимание ценности знаний, той информации, тех навыков, которые он, по идее, должен освоить и усвоить, желательно — на всю жизнь.
Чтобы избежать этого, взрослые должны своим примером показывать своим детям пользу и выгоду конструктивного, положительного взаимодействия. Учителя находятся при этом в несколько более выигрышном положении: они (хотя бы теоретически) должны знать основы психологии родителей, их этому должны были учить.
А вот родителей никто нигде пока не учит психологии учителя. А зря! Современный учитель переживает огромные нагрузки, и та же подготовка к экзаменам, их организация и проведение — сильнейший стресс для них, ничуть не меньший, чем для учеников. С учителя все требуют: и родители, и ученики, и руководство школ, и контролеры от властей. В глазах слишком многих зачастую именно учителя виноваты и в спорном качестве учебных программ, и в неудовлетворительном состоянии помещений и пособий, и в неудобном расписании… Да мало ли в чем еще!
А главное — это то, что слишком, непростительно часто ученики в учителе видят врага! И он им платит взаимностью. Эта обоюдная неприязнь, недоверие, страх друг перед другом искажают саму природу отношений «учитель-ученик» и в итоге ведут к провалам на экзаменах. Ведь психологически ученик готов свалить вину за свою ошибку или неудачу на учителя, он даже где-то рад будет «отомстить» своим неудовлетворительным результатом за «обиды», некогда ему нанесенные.
Избежать этого, помочь учителям наладить полноценный контакт, конструктивное сотрудничество с учениками — важная задача, которую могут и должны решить родители. Это тем более необходимо, что педагог всегда сможет что-то подсказать, чем-то помочь родителям в свою очередь: ведь он имеет дело с вашим ребенком тогда, когда вы его не видите.
СДЕЛАЙТЕСЬ СОЮЗНИКАМИ С УЧИТЕЛЕМ — И ВЫ ПОДДЕРЖИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА НА ЛЮБОМ ЭКЗАМЕНЕ!