Психологический запор — как понять, что пора к психологу?
У детей запор — явление нередкое, возникающее часто в раннем возрасте в связи с приучением к горшку или как следствие физиологического запора.
Ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает.
По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте от 2–5 лет, причем у большинства (каждого десятого) из них запор переходит в хроническую форму.
Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации.
Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс.
В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.
Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства или другой эмоциональной нагрузкой).
В незнакомых условиях, в том числе и в поездке в отпуск, они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая.
При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.
Психологический запор у ребенка 1,5-2 лет часто возникает в период приучения к горшку.
Иногда проблема со страхом похода в туалет появляется на почве применения неправильных методов воспитания, когда родители могут сильно поругать ребенка, который не попросился на горшок и «сходил в туалет» в штанишки.
Как результат, малыш может прийти к неправильному выводу, связав гнев родителей не с выпачканными штанами, а с самой процедурой дефекации.
Разумеется, теперь ребенок, чтобы не расстраивать родителей, будет до последнего терпеть.
Работа с такими малышами строится комплексно: педиатр, гастроэнтеролог, психолог.
Медведева Наталья Александровна
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог