Почему же так мало специалистов работают с запором?
Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.
И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.
В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.
Какой запор?
Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.
Что может послужить причиной?
пережитый стресс (причем сюда входит и переезд, поездка, новое место);
эмоциональная травма (разлука с мамой, больница и т.п.);
чувство стыда ( это про то, что часто детей ругают за испачканные штанишки);
протест ( сложности детско-родительских отношений);
физическая боль (страх боли).
Как формируется психологический запор?
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
насильственное приучение к горшку;
наказание за испачканные штанишки;
болевые ощущения во время дефекации из-за физиологического запора;
излишняя опека со стороны родителей тоже может быть причиной;
протест при сложных отношениях в семье;
насмешки других детей в детском учреждении или брата-сестры дома;
любые неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
дискомфорт при посещении общественных туалетов
и психологический момент…когда родители заставляют ребенка делиться игрушками или чем-то еще с другими детьми и самому малышу это не подконтрольно, то возникает запор, как единственное, что сам малыш может контролировать…отдавать или нет.
Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
Кто попадает в группу риска?
детки, которые упрямо не хотят садиться на горшок;
малыши, которые прячутся от родителей, чтобы сходить в туалет;
дети, которые испытывают страх перед унитазом;
отказ от дефекации в детском саду;
дети, испытывающие сложности при обработке сенсорной информации ( сюда относится и боязнь испачкаться, боязнь прикосновений к различным текстурам и др.).
дети, которые какают только в памперс, даже, если для этого его надо надеть специально.
Что делает психолог?
Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
Какие рекомендации бывают?
Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные вещества и нарушать работу других органов.
с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог