Термин «эмоциональный интеллект» появился сравнительно недавно, в 60-х годах прошлого века. До этого человечество обходилось более традиционным словом «воспитанность». Но как бы его ни называли, это понятие является одним из решающих при определении психического и психологического статуса человека, личности.
Сегодня эмоциональный интеллект принято определять как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Можно утверждать, что развитый эмоциональный интеллект является важнейшим условием качества жизни: он позволяет испытывать насыщенные эмоции, не доводя их до разрушительной силы, сохраняя внутреннее равновесие; получать удовольствия, не попадая в зависимость от них; свободно общаться с другими людьми, не подпадая под их власть.
Любопытно, что по мнению многих ученых, именно эмоциональный интеллект был ключевым для выживания человека в доисторические времена: он помогал адаптироваться к изменениям в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Об этом писал даже основоположник теории эволюции Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных». Он утверждал, что эмоции и внешние их проявления имеют огромное значение для выживания.
Если понимать эмоциональный интеллект как умение чувствовать эмоции (свои собственные и у других людей), понимать их и управлять ими и их внешними проявлениями, то придется согласиться с двумя принципиальными выводами: во-первых, эти умения действительно жизненно необходимы в современном мире, во-вторых, им, как и любым другим умениям и навыкам, можно научиться, их можно и нужно развивать и совершенствовать.
Формирование эмоционального интеллекта происходит в несколько этапов, и самые ответственные из них – это детство и юношество. В детстве, с самого рождения, человек знакомится с миром эмоций – сперва внутри себя, потом – у родителей и ближайшего окружения, затем – у других детей (сверстников, старших), других взрослых.
В юношеском, подростковом возрасте человек переживает становление себя как личности и вынужден заново познавать эмоции, их силу. И на всех этапах развития эмоциональной сферы одной из главных задач является освоение навыков управления эмоциями, что является непременным условием нормального и плодотворного общения, социализации личности в целом.
Однако управление эмоциями отнюдь не подразумевает их подавления. Напротив, без способности к эмоциональным переживаниям полноценная личность невозможна. Речь идет не о том, чтобы притупить свои чувства, а о том, чтобы не позволять им определять наши решения и действия, разрушать нас изнутри.
Как научиться этому? Как определить, насколько правильно формируется эмоциональный интеллект у наших детей? Как помочь им справиться с непростой задачей освоения навыков контроля над эмоциями и переживаниями? Как не допустить ситуаций, при которых эмоции способны не просто испортить жизнь, но и убить? А такое, к огромному прискорбию, случается: вспомните хотя бы трагедии, периодически разыгрывающиеся из-за неудач при сдаче ЕГЭ…
Вне всякого сомнения, наиболее сильное влияние на развитие эмоциональной сферы у детей оказывает пример родителей. Спокойная, уважительная атмосфера в семье, взаимное внимание, чуткость, тактичность, — все это закладывает прочные основы личности.
Вместе с тем было бы полезно вспомнить, что еще с древности воспитанием детей (то есть формированием у них эмоционального интеллекта) занимались профессионалы. Их так и называли – воспитатели, педагоги.
Думается, в этом был заложен большой смысл. Дело в том, что родителям сложно, почти невозможно быть объективными в отношении к своим детям. Они склонны их баловать, прощать любые проступки – или наоборот, требовать от них абсолютного совершенства. В любом случае родители бессознательно стремятся компенсировать через своих детей нечто, недополученное ими самими, реализовать собственные мечты. Иными словами, общаясь со своим потомством, родители как бы общаются с собой, им нелегко воспринимать детей в качестве отдельных, все более самостоятельных личностей.
Воспитатель же не зависит от этих обстоятельств. И если он действительно профессионал, знает детскую психологию, понимает особенности детского восприятия мира, в полной мере владеет педагогическими навыками, — он способен оказать ребенку гораздо более необходимую и ценную помощь.
Простейший пример: ваш ребенок не хочет давать свою игрушку другому малышу. Или наоборот, он хочет взять чужую игрушку. Всем известны маленькие конфликты, возникающие при этом. И каждый знает, насколько непросто бывает родителю искренне убеждать свое чадо в необходимости поделиться или не требовать чужого.
Здесь ключевое слово – искренне. Конечно, любой из нас знает, что нужно говорить в подобных случаях. Но компромиссы, которые мы при этом предлагаем детям, слишком часто звучат в наших устах неискренне. Потому что во взрослом мире мы сами на них вряд ли пошли бы.
Дети чутко улавливают эту неискренность. И у них остается непонимание, или осознание того, что мама или папа лукавят, или что они почему-то в данном случае отдали предпочтение не своему, любимому (как они постоянно говорят), а чужому ребенку. В любом случае тут что-то не так.
Если же ситуация находится под контролем воспитателя, для которого все дети равно не родные (но от этого не менее дороги), он может устанавливать общие правила, основанные на равенстве и взаимном уважении, учете интересов и ответственности каждого друг перед другом.
Сказанное отнюдь не означает, что воспитание детей (формирование у них эмоционального интеллекта) следует обязательно перепоручать «чужим дядям и тетям».
Но было бы правильно и дальновидно, если бы наряду с родителями в этом процессе участвовали бы и профессионалы. Эти профессионалы (теперь их чаще называют не воспитателями, а детскими психологами) способны более объективно оценить степень развитости эмоциональной сферы ребенка, понять, что и как следует подправить в процессе воспитания и помочь тем самым родителям в их ответственной миссии.
Нелишне будет заметить, что детские психологи могут оказаться очень полезны и для самих родителей – советом, рекомендацией, тем, что вовремя обратят внимание на ту или иную черту характера, особенность поведения ребенка, которые в дальнейшем могут помешать развитию гармоничной личности.
И последнее замечание: воспитатели-профессионалы, детские психологи способны помочь решить одну из самых острых задач, стоящих сейчас перед родителями – научить наших детей нормально общаться, находить интерес не в одном лишь экране мобильных устройств и не в виртуальном общении. Если этого не сделать, будущие поколения могут утратить те бесценные навыки, которые позволили их далеким предкам выживать и адаптироваться к изменчивой внешней среде.