Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий
Цель программы нейропсихологического сопровождения развития детей: воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ).
Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.
Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.
Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ.
Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Коммуникативные навыки. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, в том числе ЦНС, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребёнок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое–то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании. Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие.
В начале курса занятий уделяется большое внимание выработке правильного дыхания, для оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции, так как ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подчиняющийся сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством ее включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений. Здесь же происходит восстановление функции дыхания, как ритмологической составляющей движения.
Ребёнок учится регулировать своё дыхание, делая его на разный счёт, с задержкой, подъёмом одноимённых и разноимённых рук и ног – то на вдохе, то на выдохе. Под контролем и по разным программам, задаваемым извне, а затем, выстраивая собственную программу – начинает контролировать своё дыхание.