Ребенок — левша. Что делать?
Ребенок — левша. Еще совсем недавно это было проблемой для родителей, педагогов, а прежде всего – для самого «неправильного» ребенка. Действительно, в советское время левшество считалось недостатком, дефектом, который необходимо исправить. Нормальный человек должен все делать правой рукой – такова была установка, которой следовали при воспитании и обучении.
И это несмотря на то, что сама народная мудрость подсказывала: левши – особенные и очень талантливые люди. Вспомните знаменитого Левшу, подковавшего блоху! До него никто не додумался до такого трюка… Интересно, смог бы он сделать это, будь он «во-время» переучен? Наверное, нет.
Давайте разберемся, что это за феномен такой — левшество и кто такие левши.
ЛЕВШЕСТВО ИЛИ ЛЕВОРУКОСТЬ — ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ЛЕВОГО ПАРНОГО ОРГАНА, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО РУКЕ (ЛЕВОЙ), НО И ПО НОГЕ (МОТОРНОЕ ЛЕВШЕСТВО), ГЛАЗУ ИЛИ УХУ (СЕНСОРНОЕ ЛЕВШЕСТВО).
У левшей левая часть тела развита лучше, чем правая; они пишут, едят, чистят зубы и т.п. левой рукой, при игре в футбол предпочитают бить левой ногой, целятся левым глазом.
Этот феномен является следствием доминирования правого полушария головного мозга над левым.
Дело в том, что наш мозг управляет нашим телом «перекрестно»: левое полушарие отвечает за правую часть, а правое – за левую. У большинства людей левое полушарие доминирует над правым. А у левшей – наоборот. И складывается такая ситуация постепенно, в течение первых нескольких лет жизни.
Отсюда следует первый вывод: левшество — результат «распределения ролей» между полушариями мозга. Это не является дефектом или патологией, ни в коем случае не говорит о «ненормальности» ребенка-левши.
ВТОРОЕ: ЛЕВШУ НЕ СЛЕДУЕТ ПЕРЕУЧИВАТЬ. РОЛИ МЕЖДУ ПОЛУШАРИЯМИ МОЗГА РАСПРЕДЕЛЯЕТ САМА ПРИРОДА. ЛЮБАЯ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ ТО, ЧТО ЗАЛОЖЕНО ЕЮ, ВЕДЕТ К ТРАВМАМ.
Однако нельзя не признать: наш мир — мир правшей по преимуществу. И левшам в нем нужно адаптироваться, что далеко не просто, особенно детям.
Поэтому третий вывод, который нам следует сделать, это то, что, вместо попыток переучивания, нужно всячески помогать маленьким левшам приспособиться к жизни в мире правшей. О чем идет речь?
Во-первых, о том, чтобы ребенок-левша не чувствовал себя «неправильным», ущербным. Ведь он видит, что отличается от остальных. И это отличие ни в коем случае не должно стать источником тревоги, неуверенности в себе, страха оказаться «чужим».
Во-вторых, необходимо по возможности адаптировать окружающее пространство под специфику левши, в частности, соответствующим образом устроить рабочее место для учебы в классе и дома.
В-третьих, следует понимать психологические особенности левшей.
Левши действительно отличаются от правшей. Это нормально, поскольку, как мы уже отмечали, у них доминирует правое полушарие мозга. А оно, помимо управления левой половиной тела, «заведует» и такой важнейшей частью психики, как эмоции и интуиция. Левое же полушарие отвечает на логику, анализ, последовательность.
Поэтому дети-левши, как правило, более эмоциональны и ранимы, нежели их сверстники-правши.
Они по-разному воспринимают мир и мыслят. Левши оперируют цельными образами, им трудно делить и обрабатывать информацию небольшими незавершенными порциями.
Поэтому, например, маленькие левши могут долго не начинать говорить. Но когда такой ребенок заговорит, его речь будет гораздо более правильной, нежели у правши, и он будет при этом использовать готовые сложные речевые формы.
ИМ НЕПРОСТО ДАЕТСЯ МАТЕМАТИКА, ВЫЧИСЛЕНИЯ, НО ГЕОМЕТРИЮ И СТЕРЕОМЕТРИЮ ОНИ ОСВАИВАЮТ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОХОТНО.
Левши могут испытывать трудности при ориентации в пространстве, путаясь в понятиях «право — лево» и «верх — низ». Из-за этого им бывает непросто, например, заниматься спортом, особенно командными его видами.
Левши – весьма творческие натуры. Левшами были Бетховен и Бах, Юлий Цезарь и Александр Македонский, Леонардо да Винчи и Эйнштейн, Микеланджело и Пикассо. Конечно, из этого перечисления не следует, что все левши — потенциальные гении, но, как правило, у них с раннего детства развивается тонкий музыкальный слух, художественный вкус, чувство гармонии.
Эти характерные черты левшей, их повышенная эмоциональность, могут сделать их более уязвимыми. Приходится признать, что и в наше время, когда леворукость уже не считается отклонением от нормы, отношение к левшам, особенно в детских коллективах, может быть, как минимум, неоднозначным. Они могут подвергаться разного рода унижениям, оскорблениям со стороны сверстников.
Поэтому, если вы заметили, что у вашего маленького левши появились проблемы в школе, он стал замкнутым, неохотно возвращается в класс, часто бывает расстроен без видимых причин, — нужно обратиться к детскому психологу.
Специалисты смогут вовремя определить причину дискомфорта и при необходимости — помогут вашему ребенку вновь обрести уверенность в себе, повысить самооценку, научат его, как противостоять глупости и жестокости окружающих.