СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!
Эта знаменитая пушкинская фраза памятна многим из нас. Но далеко не каждый задумывался, насколько она справедлива и какие интересные выводы можно сделать из нее.
Сказка — это один из древнейших инструментов накопления, обобщения и передачи социального опыта от поколения к поколению. В сказках, в иносказательной форме содержится информация о принятых в конкретном обществе нормах поведения, гранях между добром и злом, правилах общения и взаимодействия между людьми. Сказки таят в себе и наиболее глубинные мотивы наших действий, желаний, фобий: наши надежды, веру в чудо, в волшебство и страхи, лежащие на дне души.
Если рассмотреть сказку с этой точки зрения, то можно сразу понять, что она — замечательный, почти универсальный инструмент психотерапии. Собственно, в современной психотерапии есть целое направление — сказкотерапия, то есть, лечение с помощью сказок.
Конечно, наиболее часто и эффективно применяют методы сказкотерапии при работе с детьми, прежде всего, дошкольного и младшего школьного возраста. Но нередко эти же методы применимы и к старшим школьникам, а также к взрослым людям. Нужно только правильно подбирать сказки, а принципы остаются одними и теми же.
КАКИЕ ЗАДАЧИ ПОЗВОЛЯЮТ РЕШАТЬ СКАЗКИ?
КОММУНИКАЦИЯ
Сказка позволяет помочь человеку (не важно, ребенок ли это или взрослый) рассказать о себе, о своем состоянии, своих проблемах, трудностях, страхах — как бы со стороны, в третьем лице, как о некоем сказочном, небывалом персонаже.
При этом решается проблема коммуникации: многим, почти каждому из нас трудно говорить о себе, тем более, говорить так, чтобы было понятно другим. Еще сложнее эта задача стоит перед маленьким ребенком, который не может как следует понять и описать свои чувства, переживания. Куда проще это сделать, рассказывая о другом — зайчике, инопланетянине, хитроумном роботе или персонаже вымышленного мира фэнтези.
Здесь работает правило: о ком бы или о чем бы ни говорил человек, он всегда говорит о самом себе.
ДИАГНОСТИКА
С помощью сказок можно определить характер и темперамент человека, его психологическое состояние, выявить проблемы, с которыми он сталкивается.
Для этого желательно каждую сказку (вымышленную историю), каждый ее эпизод обсуждать с собеседником: причины тех или иных действий главных героев, возможные их последствия, альтернативы. После этого весьма полезно предложить придумать продолжение, «вторую серию» сказки.
По тому, какова будет логика рассуждений вашего собеседника, на каких моментах он будет акцентировать свое внимание и интерес, в каком направлении будет вести его воображение, можно установить, что его волнует, беспокоит, пугает, а что — радует, на чем он расслабляется.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Эти задачи решаются с помощью еще более активного «достраивания» сказочных сюжетов. Собеседнику предлагается детальное обсуждение ситуаций, в которых оказываются сказочные персонажи, разбор причинно-следственных связей.
Особое внимание может быть уделено выявлению роли чуда, волшебства в судьбе героев и последующему выяснению того факта, что на самом деле чудо — это акт воли, веры, любви к ближнему, подвиг дружбы, проявления самопожертвования, результат настойчивости и целеустремленности, а отнюдь не нечто недоступное и непостижимое, недостижимое. Тем самым перед собеседником открывается важнейшая тайна: чудо скрыто в нем самом, нужно лишь поверить в себя, в свои силы и свою цель.
ОБУЧЕНИЕ
Всем известно, что с помощью сказок можно многому научить. Например, дети, особенно маленькие, гораздо легче и лучше усваивают любую информацию, если она изложена в форме занятной истории, сказки.
Но в современных условиях многие специалисты констатируют, что среди подростков старшего школьного возраста, молодых людей и взрослых все более распространенным становится инфантилизм. Люди, особенно в больших городах, не успевают полностью сформироваться как ответственные, взрослые личности и во многом остаются детьми. Это отражается на их поведении, психологии, способности переживать стрессы, ведет к стремлению убежать от проблем и трудностей, найти убежище в уповании на чудо — на сказку.
Таких людей гораздо больше, чем можно себе представить. И научить их более взрослому и ответственному поведению также можно с помощью сказок.
Одним словом, сказки можно применять в очень многих ситуациях. Это — поистине универсальный психологический и психотерапевтический инструмент.
Он доступен для каждого. Во всяком случае, читать и рассказывать сказки свои детям, обсуждать прочитанное, фантазировать, а также рисовать или мастерить сказочных персонажей, придумывать для них все новые и новые истории, — все это может каждый.
Но если речь идет о решении более сложных и деликатных задач, таких, как диагностика состояния ребенка или подростка, а тем более — коррекция его поведения, помощь в решении сложных личностных или коммуникационных проблем, — в этом случае необходимо обратиться к профессиональным психологам.
Дело в том, что при решении подобных задач крайне важна интерпретация тех образов, ощущений, той логики, которые выявляются в процессе сказкотерапии. По сути это — постановка диагноза и определение стратегии коррекции или лечения. И на этом этапе никакие ошибки недопустимы. Доверять эту работу можно только специалистам. Самолечение и слепая вера в собственную мудрость и житейскую компетентность связаны с огромными рисками.