О необходимости регулярно упражнять свой мозг вы наверняка слышали не один раз. При этом вам, скорее всего, приходилось выслушивать и многословные сентенции о бесконечных практических выгодах таких тренировок.
Действительно, не вызывает сомнений, что человек, обладающим острым и наблюдательным умом, быстрой реакцией, способностью оперировать множеством информации и аналогий, — словом, человек с тренированным мозгом всегда будет более успешным в конкуренции с ленивым, зашоренным, мыслящим привычными шаблонами.
Все это так, однако мы хотели бы привлечь ваше внимание и к другим, не менее важным моментам.
Во-первых, тренировать нужно не только ум — то есть память, быстроту мышления, логику. Тренировать необходимо и чувства, которые, собственно, и доставляют нашему уму информацию для правильной обработки.
Тренировать нужно также и эмоции, придающие этой информации объем, цвет и вкус, в конечном счете — смысл. Ибо эмоции в конечном итоге определяют наше личное отношение к той или иной информации (хорошо-плохо, добро-зло, хотим-не хотим, нравится-не нравится, интересно-неинтересно).
Эмоции — это то, что отличает нас от машин, позволяет ориентироваться в сложном мире, общаться, делать выбор — и выигрывать конкуренцию с этими машинами (которые «соображают» куда быстрее нас).
С чувствами и эмоциями связано и другое крайне важное обстоятельство, требующее от нас постоянной их тренировки. Речь идет об опасности «психической» или «эмоциональной» смерти.
Такое состояние многие из нас видели неоднократно; оно обычно характерно для людей пожилого возраста, но в последнее время становится заметно и среди более молодых.
Его симптомы — потеря интереса, вкуса к жизни, постепенное затухание реакций на внешние раздражители, навязчивое стремление к покою, прогрессирующая неспособность переживать что-то новое. Человек «уходит в себя», утрачивает связи с внешним миром, рвутся его эмоциональные связи с друзьями, родственниками. Любое изменение вызывает у него отторжение, на любое предложение что-то сделать (погулять, поесть, рассказать что-то) он сразу же отвечает отказом, хотя после может выполнить просьбу, но нехотя, «через силу».
Наиболее комфортно такой «живой труп» чувствует себя перед телевизором, который поставляет ему чередующиеся картинки и звуки, с каждым днем оказывающие все менее заметное влияние на его чувства, эмоции, мысли.
Чтобы не дать себе погрузиться в такое полубессознательное состояние, недостойное человека, и необходимо ежедневно тренировать себя, давая работу мозгу, не допуская сужения своего кругозора, не позволяя своим чувствам и эмоциям тупеть под давлением силы привычки и лени.
Существует огромное количество разнообразных методик и упражнений, нацеленных на развитие различных функций мозга. Безусловно, подобные методы способны дать отличный результат, но только если они проводятся по рекомендациям и под контролем специалистов.
Именно специалисты смогут точно описать, что, как и в какой последовательности следует делать, а это очень важно: ведь зачастую люди узнают о тех или иных методиках тренировок от знакомых и друзей, из Интернета, а эти источники не всегда дают точную информацию.
КАК И В СЛУЧАЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА НЕОБХОДИМО ПРОДЕЛЫВАТЬ ПРАВИЛЬНО, А НЕ «КАК ПРИДЕТСЯ», ДОЗИРУЯ НАГРУЗКУ, ЧЕРЕДУЯ ЕЕ С ПЕРИОДАМИ РАССЛАБЛЕНИЯ.
Специалисты помогут вам подобрать индивидуальный набор упражнений и их расписание.
Но наряду с этим любой из нас может и самостоятельно использовать наиболее универсальные «тренажеры», доступные каждому. Это — книги, кинофильмы, музеи, театры, концерты.
ЧТЕНИЕ — НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ МОЗГА, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ, ЛОГИКИ И ЭМОЦИЙ.
Только читать предпочтительно хорошую литературу, не пренебрегая при этом ни одним из жанров. Романы и стихи, детективы и короткие рассказы, а также исторические, философские произведения, путешествия и приключения, — все это к вашим услугам в любое время.
Каждая книга откроет перед вами новый мир, расцвеченный самыми разнообразными красками, полный событий и настроений, чувств и эмоций автора, героев и персонажей. Запоминайте информацию, полученную из книг, запоминайте и ваши личные впечатления от описанных в них событий, от стиля изложения, языка повествования. Сравнивайте книги, авторов, героев между собой. Попробуйте ставить себя на место персонажей. Делитесь своими впечатлениями с друзьями, спорьте с ними.
Слушайте музыку. Откройте для себя этот прекрасный мир звуков и ритмов. Позвольте музыке управлять вашими эмоциями. Обязательно попробуйте научиться слушать классическую и старинную, симфоническую и камерную музыку. Она обладает волшебным свойством — снимает агрессию.
На практике доказано, что агрессивно настроенные люди, хулиганы не могут находиться там, где звучит такая музыка; чтобы удалить их с городской площади, или от входа в крупный торговый центр, или из переходов подземки достаточно, чтобы звуковым фоном служили произведения Баха, Моцарта, Гайдна.
Смотрите кинофильмы. Но при этом попробуйте сыграть в интересную игру: попытайтесь ассоциировать себя не с главным героем (как это подсознательно делает каждый из нас), а со второстепенным. Подумайте, как изменились бы события на экране, если бы рассказ шел именно об этом персонаже второго или даже третьего плана. Это поможет вам лучше увидеть и понять многомерность каждого кинопроизведения, оценить его глубину и разнообразие персонажей. Предложите обсудить это друзьям.
И еще одно забавное упражнение: попробуйте представить себя со стороны. В буквальном смысле. Вот вы идете по улице от дома к метро. Вокруг вас люди, машины, голуби. Вы все это видите. Но как все это может выглядеть, если смотреть через камеру на квадрокоптере? Представьте себе эту картинку. Поднимите камеру выше, опустите ниже, передвиньте вперед-назад и влево-вправо. Вам придется включить в такой «кадр» все увеличивающееся количество деталей, ракурсов, на которые вы иначе не обратили бы никакого внимания.
Известно, что взглянуть на себя со стороны всегда полезно. Если вы способны на это, значит, вы живой, нормальный человек. Желаем вам, чтобы при каждом следующем взгляде на себя вам бы все больше нравилось то, что вы видите!