ВНИМАНИЕ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ СОЗНАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ ИЛИ ИНОМ ОБЪЕКТЕ.
«Присмотритесь к этому (человеку, предмету, явлению) повнимательнее», — как часто мы можем слышать эту рекомендацию. Таким образом наше внимание обращают на совершенно конкретный объект, который нужно разглядеть, изучить, понять. Этот объект ВАЖЕН для нас.
Но не реже мы можем услышать и нечто иное: «Что же ты был таким невнимательным, не заметил такую деталь!» Подобное замечание указывает на то, что мы не смогли в большом потоке информации уловит нечто малоприметное, нечто такое, на чем наше внимание не могло сконцентрироваться, поскольку объект не был заранее определен, выбран.
В этом случае о внимании говорится как о способности человека воспринимать и фиксировать информацию о множестве объектов, важность которых неочевидна, не задана заранее. Помните персонажа басни Крылова, который в зоологическом музее рассмотрел всех самых мелких букашек, но слона — не заметил. Его внимание было нацелено исключительно на мелких насекомых и в этом случае оказалось чрезвычайно полезным. Но большой слон, который самими своими размерами, как сегодня говорят, «по умолчанию» должен был привлечь внимание этого посетителя, остался вне поля его внимания: слон не был заданным объектом восприятия.
Такое игнорирования «слона» — то есть не заданного заранее объекта внимания, который, однако, ПОТЕНЦИАЛЬНО ВАЖЕН и внимания заслуживает — позволяет нам назвать крыловского персонажа «невнимательным», хотя он тщательно изучил все «мелочи».
Таким образом, внимание правильнее будет определить как способность человека фиксировать в большом информационном потоке множество разнородной информации, не пропуская ничего потенциально важного, что позволяет ему отбирать действительно важные объекты и концентрироваться на восприятии информации о них.
Первая функция внимания — фиксирование и отбор разнородной информации в потоке — реализуется нашим мозгом непроизвольно, как бы «в автоматическом режиме».
Где бы мы ни находились, чем бы ни занимались, мозг постоянно получает огромный массив информации об окружающем пространстве, обо всем, что попадает в сферу восприятия наших органов чувств. Но абсолютное большинство этой информации не привлекает нашего внимания, не запоминается. Это и понятно: если бы мы начали запоминать все, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, ощущаем в каждый момент времени, наш мозг не выдержал бы такой нагрузки. Тем более, что в обыденной жизни почти вся информация, поступающая к нам, носит регулярный, привычный характер: один и тот же режим, та же дорога на работу и домой, те же люди вокруг и т.д.
Однако стоит нам почувствовать, что что-то меняется — и какая-то часть нашего внимания переключается на это изменение: движение, изображение, звук, запах, жар или холод, новый вкус во рту… Дело в том, что мозг воспринимает любое изменение как потенциальную опасность — это роднит нас с животными, чье выживание зависит от быстроты и четкости реакции.
С этого момента наше внимание становится произвольным, поскольку мы осознанно удерживаем определенный объект «в фокусе», позволяя нашему мозгу получать и анализировать необходимое количество информации о нем. Если объект не важен для нас (не представляет опасности или интереса) — он переходит в разряд «фона». Если же он опасен или интересен — мы изучаем его более пристально и детально, чтобы на основании полученной информации принять решение о том, что и как нужно делать: бежать или защищаться от опасности — либо каким-то образом использовать новый объект в собственных интересах.
Так мы подошли к выводу о том, что от нашего внимания зависит наша безопасность или успех (в работе, например, или в отношениях с людьми). Мысль банальная, но от того не менее актуальная.
ВНИМАНИЕ — ЭТО ВАЖНО! ЕГО МОЖНО НАТРЕНИРОВАТЬ, ИМ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ.
И этим повысить свою конкурентоспособность — совсем как в животном мире, из которого мы все вышли.
ВОТ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО И ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
Одно из них описано в романе Р.Киплинга «Ким», герой которого — мальчишка-беспризорник, которого готовят для работы в качестве агента британской разведки в Индии. Разговаривая с ним, его учитель раскладывал на столе драгоценные камни. После беседы Ким ушел, но учитель, предварительно убрав одни камни и поменяв местами несколько других, позвал его снова и спросил, что изменилось в комнате. Ким должен был определить, что изменения произошли в том, как разложены на столе камни.
Варианты этого упражнения могут быть самыми различными. Вы можете попросить кого-нибудь поменять местами несколько предметов в привычной для вас обстановке и попробовать определить, что именно было изменено. Но то же самое можно проделать и в незнакомом месте: зайти впервые в комнату, попытаться запомнить, что где лежит, потом выйти из нее и, вернувшись, найти произошедшие изменения. Можно увеличить время отсутствия: от нескольких минут до нескольких суток. Попробуйте!
Другое упражнение направлено на борьбу с сильнейшим врагом внимания — привычкой. Старайтесь вносить разнообразие в самые обычные, рутинные дела. Самое простое — менять привычные маршруты из дома на работу и обратно, чаще бывать в незнакомых или малознакомых местах. В этом случае ваш мозг будет фиксировать больше деталей.
Старайтесь специально побольше их увидеть, рассмотреть: детали архитектуры домов, мимо которых лежит ваш путь, красоту деревьев и цветов, лица и костюмы встречных прохожих, оформление витрин… Это не только поможет выработать навыки внимания, но и наверняка доставит вам удовольствие, поскольку отвлечет от обыденных мыслей и позволит заметить что-то приятное.
Очень полезным, интересным и по-настоящему обогащающим упражнением может стать для вас внимательное отношение к явлениям и предметам искусства: книгам, фильмам, художественным полотнам, спектаклям, архитектурным памятникам. Тут очень важно понимание того факта, что во всем, что создано истинными художниками, нет ничего случайного.
Любая, даже самая незаметная, мелкая деталь была придумана, а затем включена в произведение, является частью общего замысла и несет в себе определенный смысл. Это значит, что на картине, в киноленте, на сцене, в облике здания значение имеет абсолютно все, и внимания заслуживает абсолютно все. Поэтому стоит приучать себя к пристальному и неспешному знакомству с каждым произведением, внимательному и вдумчивому отношению к деталям.
Попробуйте сфокусировать внимание на второстепенных персонажах, на «втором плане» — и вы увидите, сколько нового откроется для вас в каждой картине, в каждом фильме, в каждой скульптуре. Вы научитесь уважать их и их создателей, понимать язык созданных ими образов, научитесь получать самое тонкое наслаждение.
Параллельно с этим — да и в любой другой момент — днем или ночью, за работой или на отдыхе — весьма полезно выполнять такое упражнение: отрешитесь от всего, сосредоточьтесь на собственных ощущениях, попробуйте осознать, что чувствует в данный момент каждая часть вашего тела.
Наверняка, первое, что вы поймете — это неожиданную сложность дать себе самому полный отчет о собственном состоянии, самочувствии. Нет ничего сложнее, чем познать и понять самого себя — это известно издревле. Но нет и ничего более ценного.
НАУЧИТЕСЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К САМОМУ СЕБЕ, СВОЕМУ ТЕЛУ, СВОИМ ОЩУЩЕНИЯМ, СВОИМ ЭМОЦИЯМ, ДАЖЕ САМЫМ МИМОЛЕТНЫМ И НЕЗАМЕТНЫМ. ЭТО ДАСТ ВАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОИСХОДЯЩЕМ ВОКРУГ ВАС, СДЕЛАЕТ БОЛЕЕ ВОСПРИИМЧИВЫМ К ТЕМ САМЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ОБРАЩАЮТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ. НАКОНЕЦ, ЭТО ПОЗВОЛИТ ВАМ БЫТЬ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ЧТО ОБЛЕГЧИТ И ОБОГАТИТ ОБЩЕНИЕ.