Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение процесса развития ребенка, при котором его основные психические функции (память, внимание, мышление, эмоции, воля и др.) не соответствуют условно-возрастным нормам, отстают от нее. Как правило, ЗПР выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, с началом этапа обучения и социализации ребенка.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ТАКИХ СИМПТОМАХ, КАК НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ, РЕЧИ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИМИТИВНОСТЬЮ И НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭМОЦИЙ, ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ.
По некоторым данным, проблемы, связанные с задержкой психического развития, могут затрагивать до 15-17% детей 6-8 лет.
Это весьма высокий показатель. Он говорит о том, что почти каждый пятый ребенок-дошкольник или первоклассник может так или иначе столкнуться с трудностями в обучении и общении.
Необходимо знать, что нарушения, вызванные ЗПР обратимы в абсолютном большинстве случаев. Психическая и эмоциональная сфера детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов поддаются эффективной коррекции. Однако для этого требуется, чтобы диагноз ЗПР был определен как можно раньше, с учетом личностных характеристик ребенка и его окружения (семья, детский сад или школа, более широкий круг общения).
Проблемы, вызванные ЗПР, чаще всего проявляются у детей в момент, когда они впервые сталкиваются с необходимостью усваивать новую информацию, непривычно сложную для них и в непривычно больших объемах. Это требует от малышей перехода от игры как основной формы познания к более сложным его формам. Именно такой переход совершается в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЕСЛИ У НЕГО НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, ЕСЛИ ПЕДАГОГИ РЕГУЛЯРНО ОТМЕЧАЮТ ЕГО БЕСПОКОЙНОЕ ИЛИ, НАОБОРОТ, СЛИШКОМ ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, — ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАКАМИ ЗПР.
В этом случае ни в коем случае не следует терять времени: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем быстрее, безболезненнее и дешевле будет достигнут положительный эффект.
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие у таких детей фрагментарно, замедленно, неточно.
Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
ДЕТИ С ЗПР ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ С АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ, СРАВНЕНИЕМ, ОБОБЩЕНИЕМ; НЕ МОГУТ УПОРЯДОЧИТЬ СОБЫТИЯ, ПОСТРОИТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОДЫ.
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной неустойчивостью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безволием, незрелостью личности в целом. Часто могут проявляться агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Их игры чаще всего однообразны и стереотипны, без развернутого сюжета. Такие дети не любят соблюдать игровые правила, их фантазия не выходит за привычные рамки.
Своевременное обращение к специалистам – детским психологам и нейропсихологам позволит вам по-настоящему помочь своему ребенку справиться с проблемами, которые в противном случае способны очень сильно осложнить и омрачить ему жизнь – и в школе, и после нее.
НАДО, В ЧАСТНОСТИ, ПОМНИТЬ, ЧТО ДЕТИ – ЕГО СВЕРСТНИКИ – СКЛОННЫ К НЕПРИЯЗНЕННОМУ, А ЗАЧАСТУЮ И ВРАЖДЕБНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ТЕМ, КОГО ОНИ СЧИТАЮТ «СЛАБЕЕ», «ГЛУПЕЕ», ВООБЩЕ – «ХУЖЕ» СЕБЯ.
При обращении к специалисту вы должны постараться выяснить, что стало причиной задержки психического развития у вашего ребенка. Таких причин может быть несколько. Вот основные из них:
— биологические (негрубые органические повреждения центральной нервной системы локального характера и их остаточные явления), которые способны вызвать нарушение созревания различных отделов головного мозга.
Такие повреждения могут быть нанесены ребенку еще до его рождения, в период беременности матери из-за тяжелых токсикозов, резус-конфликта, гипоксии плода, внутриутробных инфекций, внутричерепных родовых травм, недоношенности.
В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы и др.
— социальные: недостаток опеки со стороны родителей (гипоопека, безнадзорность) или, напротив, ее переизбыток (гиперопека), авторитарный характер воспитания, социальная депривация, дефицит общения со сверстниками и взрослыми.
ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
Задержка психического развития может также возникать и у детей, страдающих нарушениями зрения и слуха, дефектами речи. В этом случае ЗПР является следствием дефицита сенсорной информации и общения и носит вторичный характер.
ДОКАЗАНО ПРАКТИКОЙ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ДЕТИ С НЕОСЛОЖНЕННОЙ ФОРМОЙ ЗПР МОГУТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ, УСПЕШНО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ, СТРОИТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
При этом очень важно, чтобы родители понимали: временные трудности на начальном этапе обучения ребенка не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут и должны быть успешно преодолены.