Наверное, нет необходимости долго рассуждать и специально доказывать, что мозг — важнейший орган человеческого организма, от работы которого напрямую зависит функционирование практически всех систем, обеспечивающих жизнь каждого из нас.
В частности, мозг отвечает за обработку всей информации, которая поступает к нему от органов чувств, ее хранение, классификацию, а также — за ее переработку и превращение либо в новое знание, либо — в команды, руководящие нашими действиями.
Для того, чтобы эффективно выполнять эти функции, мозг должен обладать определенными навыками. Конечно, основы, некие «первичные алгоритмы» восприятия, хранения, обработки информации заложены в него генетически. Однако такого базового уровня недостаточно, чтобы обеспечивать биологическое выживание человека, не говоря уже о его нормальном развитии и жизни в обществе.
Это означает, что мозгу требуется развитие тех способностей, что в него заложены природой. В этот процесс развития — или обучения — наш мозг попадает в первых минут жизни. Наиболее активно и интенсивно обучение проходит в детстве и юности, когда мозгом усваивается большая часть информации о внешнем мире, когда он осваивает навыки работы с этой информацией.
По мере того, как человек становится самостоятельным — то есть научается корректно работать с поступающей информацией, адекватно и в нужном объеме ее воспринимать, оценивать, запоминать, принимать на ее основании решения, — процессы обучения, развития мозга утрачивают интенсивность. Действительно, если достигнутого уровня достаточно для самостоятельного нормального существования — зачем нужно что-то еще, нечто избыточное?
Вопрос не праздный. Вспомните Шерлока Холмса, который утверждал, что в его мозгу есть только то, что нужно непосредственно для его работы, а все остальное, что не может ему пригодиться «для дела», не заслуживает места на «полочках» его сознания. С этой точки зрения, например, его совершенно не интересовало, круглая ли Земля, или плоская… (Заметим в скобках, что великий сыщик немного лукавил: он очень любил музыку и не только сам играл на скрипке, но и разбирался в классике, с охотой посещал оперу.)
Но был ли прав герой Конан Дойля в своем строго, жестко утилитарном подходе к знаниям и к работе мозга? Действительно ли человеку, в принципе, достаточно лишь того, что необходимо ему для выживания — биологического, социального, профессионального — а все, что сверх того — ненужная чепуха?
Возможно, суждения Холмса были справедливы для Англии XIX века: тогда каждый человек, освоив какую-нибудь профессию, мог быть уверен, что она не изменится в течение всей его жизни. Юрист или портной, моряк или инженер, сыщик или врач, — все эти профессии оставались неизменными с технологической точки зрения десятилетиями, если не столетиями. Можно было совершенствоваться в каждой из них, но никакой потребности в чем-то совершенно новом не возникало.
Мы живем в совершенно иную эпоху — эпоху постоянных перемен. Можно даже сказать, что перемены — это единственное, в чем можно быть уверенным: каждый год несет с собой нечто новое, что требует от каждого из нас умения понимать суть перемен и приспосабливаться к ним «в режиме реального времени». Сегодня это непременное условие выживания, а тем более — успеха.
Именно поэтому постоянная тренировка мозга, поддержание и развитие его навыков усвоения и переработки все новой и новой информации, принятия быстрых и оригинальных решений являются настоятельным требованием времени.
Существует огромное количество методик и специальных упражнений, с помощью которых можно развивать мозг, совершенствовать свой мыслительный, аналитический, стратегический аппарат. Найти их несложно, но относиться к ним следует с осмотрительностью.
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, КАЖДЫЙ МОЗГ УНИКАЛЕН. КТО-ТО ОБЛАДАЕТ МАТЕМАТИЧЕСКИМ, ЛОГИЧЕСКИМ СКЛАДОМ УМА, КТО-ТО БОЛЕЕ ПОДВЕРЖЕН ЭМОЦИЯМ.
Большое значение имеют и присущие нам биологические ритмы: одни наиболее активны утром («жаворонки»), другие — в вечерние часы («совы»). Характер работы, загруженность домашними заботами, обстоятельства личной жизни, — на каждого из нас влияет бесконечное число факторов, определяющих и конкретные возможности, и действительно реальные потребности в том, что касается тренировок для мозга.
Поэтому лучше всего за консультацией обратиться к профессионалам, которые помогут вам подобрать оптимальный комплекс упражнений, учитывающий ваши психологические и иные особенности, подскажут, как добиться наибольшего эффекта и не навредить себе. Совсем как в случае с физическими, спортивными тренировками.
Но это не значит, что нельзя ничего добиться самостоятельно. Отнюдь нет: каждый из нас может — и должен — постоянно заниматься поддержанием своего мозга в активном, работоспособном состоянии, в готовности к освоению нового. Рецепты просты и общеизвестны.
БОЛЬШЕ ЧИТАЙТЕ!
Читайте классику, прозу и стихи. Это научит вас понимать чужой язык, чужие мысли, причем выраженные красивым, грамотным языком. Это крайне важно, поскольку логика языка, наряду с математической логикой, — основа логического мышления. Если вы научитесь понимать тексты Л.Толстого, Ф.Достоевского, поэзию М.Лермонтова, А.Блока, — вы не просто откроете для себя новые миры; вы вооружите свой мозг новыми логическими построениями, новыми ассоциациями, которые обязательно сослужат вам добрую службу.
Чтение — один из путей приобщения к культуре. Если вы дополните его регулярными походами в театр, кино, на художественные выставки, вы еще больше расширите свой кругозор, дадите больше пищи своему уму и воображению, приохотите свой мозг к постоянному поиску новых образов, новой информации.
Вы освободите его неисчерпаемый потенциал, убедитесь, что насытить страсть к новому невозможно. Вы получите охоту к новой информации, к новым идеям — и перемены перестанут вас пугать.
БОЛЬШЕ ОБЩАЙТЕСЬ!
Обязательно обсуждайте с друзьями, коллегами, родными то, что вы прочли, увидели, узнали нового. Это поможет вам лучше это новое запоминать и понимать: одно дело — получить информацию, впечатления, эмоцию, совершенно другое — выразить ее словами, сделать доступной для восприятия другим людям.
ОБЩЕНИЕ ЗАСТАВИТ ВАШ МОЗГ ИСКАТЬ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, УМЕСТНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ И КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО СОБЕСЕДНИКА.
Это само по себе отличная тренировка. Так вы научитесь быть понятным, а значит — и понятым. Поскольку же общение — улица с двусторонним движением, то оно разовьет в вас и навыки понимания других людей, внимания к чужим мнениям, умение находить общие точки зрения и готовность аргументировано отстаивать свою собственную позицию.