Дорогие родители, вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребёнок, который так легко складывает Лего и побеждает в видеоиграх, вдруг начинает бороться с буквами и словами на бумаге? Возможно, пора познакомиться со словом дисграфия! Давайте разберёмся вместе, что это такое и какие бывают её виды.
Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, при котором ребёнку сложно овладеть навыками письма. Буквы живут своей жизнью, перепутываются и убегают, несмотря на все усилия вашего маленького героя. Причины дисграфии разнообразны, но чаще всего это связано с нарушениями в работе центральной нервной системы.
Виды Дисграфии:
Речевые виды дисграфии
Речевые виды дисграфии связаны с нарушениями языковых процессов. Они могут проявляться на уровне фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики.
Артикуляционно-акустическая дисграфия Здесь всё начинается с того, как ребёнок слышит и произносит звуки. Если у него есть проблемы с артикуляцией, это может отразиться на письме. Например, малыш говорит «сапка» вместо «шапка» и пишет так же.
Акустическая дисграфия Если ребёнок путает звуки, которые слышит, на письме это тоже проявится. Например, звуки «б» и «п» или «г» и «к» могут меняться местами. Написание слов становится настоящей загадкой для родителей.
Дисграфия на основе нарушенного языкового анализа и синтеза Это когда ребёнок не может правильно разбить слова на звуки и слоги. Писать становится особенно сложно, когда звуки и слоги не хотят ложиться на бумагу в правильном порядке. Вот и появляются слова типа «тапка» вместо «капта».
Аграмматическая дисграфия В этом случае ребёнок испытывает трудности с грамматикой. Ошибки в согласовании слов, неправильные окончания – всё это признаки аграмматической дисграфии. Например: Ваш маленький писатель может написать «красивый девочка» или «мама готовит вкусный супы».
Лексико-грамматическая дисграфия Проблемы возникают на уровне лексики и грамматики, когда ребёнок не может правильно подобрать слова и построить предложения. Пример: Ребёнок может использовать неправильные слова или их формы в предложениях.
Неречевые виды дисграфии
Неречевые виды дисграфии связаны с нарушениями неязыковых функций, таких как зрительное восприятие, пространственное мышление и моторика.
Оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия Ребёнок видит буквы, но не может правильно их воспроизвести. Путаница с буквами, которые похожи по написанию (например, «ш» и «щ»), – типичный признак оптической дисграфии. Буквы на страницах начинают танцевать, и записать их правильно становится задачей со звёздочкой.
Пример: Путаница с похожими по написанию буквами, такими как «ш» и «щ», «п» и «т».
Дисграфия, связанная с нарушениями пространственного восприятия
Ребёнок испытывает трудности с пониманием пространственных отношений, что влияет на размещение букв и слов на бумаге.
Пример: Письмо с зеркальным отображением букв, нарушение полей и строки.
Кинетическая дисграфия
Кинетическая дисграфия: Нарушение моторных функций, влияющее на плавность и координацию движений руки при письме.
Пример: Неровный почерк, сложности с переходом от одной буквы к другой.
Представьте себе Машу, девочку, которая с удовольствием читает сказки, но письма она боится как огня. Маша путает звуки «д» и «т», пишет «дом» как «том», а «кот» как «код». Родители в панике: что делать?
С помощью нейропсихологической диагностики выясняется, что у Маши акустическая дисграфия. Специалисты разрабатывают индивидуальную программу, и вот уже через несколько месяцев Маша уверенно пишет «кот» и «дом», а родители радуются её успехам.
В каком возрасте можно обнаружить дисграфию?
Дисграфия — специфическое нарушение письменной речи, которое часто выявляется в школьном возрасте, когда ребёнок начинает осваивать навыки письма. Вот основные этапы и возрастные периоды, когда можно заподозрить и диагностировать дисграфию:
Дошкольный возраст (4-6 лет)
В этом возрасте можно заметить предвестники дисграфии. Например, ребёнок может испытывать трудности с запоминанием и воспроизведением букв, с пониманием звукового состава слов. Однако, окончательный диагноз в таком раннем возрасте ставится редко.
Младший школьный возраст (6-9 лет)
Начало обучения в школе — ключевой период для выявления дисграфии. Если ребёнок испытывает значительные трудности с освоением навыков письма, делает множество специфических ошибок, это может быть сигналом о наличии дисграфии. Наиболее часто дисграфию диагностируют в 1-3 классах, когда дети активно учатся читать и писать.
Средний школьный возраст (9-12 лет)
Если дисграфия не была выявлена ранее, то в этом возрасте проблемы с письмом становятся более заметными. Ребёнок может продолжать делать те же ошибки, что и в младшем школьном возрасте, и это может существенно влиять на его учебные успехи.
Подростковый возраст (12 лет и старше)
В подростковом возрасте дисграфия также может быть выявлена, особенно если ребёнок испытывает постоянные трудности с письмом, которые не были замечены или корректированы ранее.
Признаки дисграфии, на которые стоит обратить внимание родителям
Постоянные и специфические ошибки при письме (замены букв, пропуски и перестановки).
Трудности с распознаванием и воспроизведением звукового состава слов.
Сложности с согласованием слов в предложении, неправильные окончания.
Трудности с концентрацией внимания на письменных заданиях.
Нежелание и страх писать, особенно в школьных условиях.
Как помочь ребёнку с дисграфией?
Понимание и терпение. Прежде всего, важно понять, что дисграфия – это не лень и не глупость. Это нарушение, требующее особого подхода.
Консультация специалиста. Нейропсихолог или логопед поможет определить вид дисграфии и разработать индивидуальную программу занятий.
Игровые методики. Писать буквы в воздухе, на песке, рисовать пальчиками – всё это помогает сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.
Постоянная практика. Регулярные упражнения и игры с буквами и звуками помогут ребёнку преодолеть трудности.
Дорогие родители, не забывайте, что дисграфия — это всего лишь одна из тех маленьких жизненных преград, которые ваш ребёнок способен преодолеть. С вашей любовью, терпением и поддержкой, даже самые упрямые буквы станут верными друзьями.
Представьте, как однажды ваш маленький герой с гордостью напишет первое безошибочное письмо, и как эта победа станет отправной точкой к ещё большим достижениям. Не упустите шанс помочь вашему ребёнку раскрыть свой потенциал и превратить борьбу с письмом в увлекательное и победоносное приключение! С правильной поддержкой и подходом ваш ребёнок сможет справиться с любыми трудностями письма. Главное – быть рядом, поддерживать и верить в его силы. Ведь даже самые непослушные буквы могут подружиться с вашим маленьким писателем.