О том, какую роль играет страх в жизни каждого человека, можно рассуждать долго.
ОБЩИМ МЕСТОМ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО СТРАХ – ЧУВСТВО НЕГАТИВНОЕ, ОТ КОТОРОГО СЛЕДУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ, МОЛ, «БОЯТЬСЯ НУЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО САМОГО СТРАХА».
В то же время никто не станет отрицать, что страх – это естественная реакция на опасность, проявление инстинкта самосохранения; именно он позволяет человеку выживать.
Итогом любых споров на эту тему логически должен стать вывод о необходимости управления страхом, подчинения его силе воли, превращения его в полезный инструмент, позволяющий принимать верные решения в критических (да и вообще в жизненных) ситуациях.
Все это справедливо, однако существует особый вид страхов – детские страхи.
ДЕТСТВО – ЭТО ПЕРИОД, КОГДА ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Ребенок впервые начинает не просто чувствовать, но и осознавать свои состояния — эмоциональные, психологические. Он встречается с незнакомой действительностью, пытается освоить ее на уровне сознания, по-своему понять. Это — важнейший процесс, в ходе которого ребенок сопоставляет уже имеющийся у него опыт (каким бы малым этот опыт ни был) с новой информацией об окружающем мире. Результатом такого сопоставления становятся фантазии – некие сценарии развития той или иной ситуации, в которых ребенок пытается представить варианты своих действий и дальнейшую реакцию окружения.
Это – примерно, как если бы взрослый человек получил задание представить себе, что было бы, попади он в далекое прошлое, или, наоборот, в неизведанное будущее, в совершенно чужую страну или на другую планету. Попробуйте – и вы наверное очень быстро начнете выдумывать опасности, подстерегающие вас, готовя себя к худшему. Это – нормально. Ваше сознание будет стремиться выстроить рациональные стратегии поведения, исходя из аксиомы: все незнакомое – опасно, пока не доказано обратное.
То же самое происходит и в детской головке, только ребенок, в отличие от вас, на самом деле оказывается там, где никогда не был. Каждый день, каждый час приносит ему новую, неизвестную дотоле, непонятную информацию. Работая с нею, он начинает фантазировать – и обязательно выдумывать опасности, «страшилки». Нам они кажутся абсолютно иррациональными, попросту глупыми. И мы, «мудрые» взрослые, снисходительно над ними посмеиваемся, не придавая им значения.
И это – ошибка. Ведь механизм воздействия такого мощного чувства, как страх, на формирующуюся психику, таит много опасностей. Они кроются, например, в самой силе эмоционального воздействия: может случиться, что такой «искусственно вызванный» страх окажется самым сильным переживанием для ребенка, чья жизнь бедна другими эмоциями (общение с родителями, игры со сверстниками, интересные книги и т.п.).
Со временем фантастические страхи могут занять слишком большое место в эмоциональной жизни ребенка, вызвать привыкание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок станет все больше и больше замыкаться в себе, более или менее бессознательно уходить от действительности в мир своих фантазий. В этом случае неизбежное в конце концов соприкосновение с реальностью может оказаться весьма травматичным.
Но не исключено развитие своего рода «виктимности» — привыкания к роли жертвы, когда страхами оправдывается пассивность и отказ от защиты и даже выражения собственных желаний и интересов, бегство от ответственности. Более того, вызванные страхами острые переживания могут стать источником извращенного удовлетворения – ведь не следует забывать, что чувство страха сопровождается выбросом адреналина…
ИНЫМИ СЛОВАМИ, НАИБОЛЕЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, К КОТОРЫМ МОГУТ ПРИВЕСТИ СТРАХИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ САМОГО МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА – ЭТО ПРИВЫКАНИЕ К СТРАХУ, ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭТОГО ЧУВСТВА В ПРИВЫЧНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН. ЕСЛИ ЭТО ПРОИСХОДИТ, ТО ОТРАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВСЮ ЖИЗНЬ.
КАК ИЗБЕЖАТЬ СТОЛЬ НЕГАТИВНОГО СЦЕНАРИЯ?
Прежде всего, нужно научить ребенка рационализировать страх, отделять реальные опасности, о которых нужно знать и к которым необходимо готовиться, от фантазий, надуманных «страшилок», то есть – управлять страхом. Сделать это очень непросто, учитывая ту информационную среду, в которой живут наши дети, какие фильмы они смотрят, в какие игры играют.
Производители аудиовизуальной продукции прекрасно знают, что страх наших детей – неисчерпаемый источник денег. Поэтому они плодят вурдалаков и инопланетян, серийных убийц и злых клоунов, восставших роботов и бешеных насекомых. Они «любезно» берут на себя труд детской фантазии, подсовывая ребятам уже готовые «ужасы» на любой вкус.
Справиться с мощью таких фабричных «генераторов страха» крайне затруднительно: ведь даже взрослые оказываются поглощены этим потоком. Поэтому, если вы видите, что ваш ребенок слишком часто оказывается в этом эмоциональном состоянии, если он начал бояться чуть ли не всего подряд, везде видя опасности, угрозы, — обратитесь к специалистам – детским психологам.
Их помощь может понадобиться прежде всего вам, как это ни парадоксально звучит. Чтобы научиться рационализировать детские страхи, работать с очень подвижной и уязвимой детской психикой, нужно освоить некоторые базовые навыки, техники, умения. Ими с вами поделятся наши специалисты.
Но будет весьма полезно, если вы позволите им поговорить и с вашим ребенком. Дело в том, что дети (опять парадокс!) зачастую гораздо более откровенны с незнакомыми людьми, нежели с родителями. Возможно, это происходит и-за того, что для ребенка родители являются носителями рационального начала, с ними они стесняются делиться своими фантазиями, боясь показаться смешными или оказаться непонятыми. Кроме того, роли родителей стабильны и хорошо известны детям: постоянно занятые, озабоченные, серьезные, очень охотно отмечают детские ошибки, шалости. Обращать их внимание на то, что «нехорошо» — страх, не всегда хочется… А чужой, незнакомый человек, к которому привели родители (значит – не плохой) может выслушать даже самую «нелепую» выдумку.
И обязательно поможет, — добавим мы.