Что такое Метод замещающего онтогенеза?
Представьте себе автомобиль, у которого вышел из строя один из двигателей. Вместо того чтобы выбросить его на свалку, вы устанавливаете дополнительный мотор, чтобы компенсировать потерю. Примерно по такому принципу работает метод замещающего онтогенеза, предложенный нейропсихологами. Этот метод направлен на компенсацию и развитие альтернативных путей для тех когнитивных функций, которые оказались нарушены.
Суть метода замещающего онтогенеза заключается в том, чтобы использовать сильные стороны мозга для компенсации слабых, помогая детям справляться с учебными трудностями через обходные пути. Это метод, в котором задействованы нейропсихологические знания, позволяющие развить навыки и функции, обходя пострадавшие участки мозга.
Как работает метод замещающего онтогенеза?
Замещающий онтогенез позволяет формировать новые когнитивные пути и навыки, которые берут на себя функции нарушенных областей. Как это происходит?
- Определение слабых и сильных сторон. На первом этапе проводится диагностика, чтобы выявить, какие когнитивные функции работают неэффективно, и какие остаются сильными.
- Разработка альтернативных стратегий и индивидуальной программы нейрокоррекции. На основе диагностики разрабатываются стратегии, которые опираются на сильные стороны мозга для компенсации слабых.
- Создание новых привычек и навыков. Используя практические упражнения, дети развивают новые когнитивные привычки, которые помогают обходить дефициты и улучшать общие навыки.
Проблемы, которые решает метод замещающего онтогенеза
1. Проблемы с вниманием и концентрацией
Дети, у которых имеются проблемы с вниманием, могут испытывать трудности с сосредоточением на учебных задачах, легко отвлекаться и быстро терять интерес. Метод замещающего онтогенеза помогает развить навыки саморегуляции и концентрации.
Как это работает?
- Упражнения на внимание. Игры и задачи, которые требуют концентрации, помогают укрепить когнитивные механизмы внимания.
- Визуальные и аудиальные маркеры. Использование визуальных напоминаний и звуковых сигналов для структурирования задач и управления временем.
Пример упражнения: Использование таймера для разделения учебных задач на более короткие отрезки времени, что позволяет детям сосредоточиться на выполнении конкретной задачи в течение определенного периода.
2. Проблемы с памятью
Забывание материала сразу после его изучения или невозможность удерживать информацию в оперативной памяти — распространённая проблема. Метод замещающего онтогенеза помогает развить альтернативные способы запоминания.
- Мнемонические техники. Ассоциации, рифмы и визуальные образы помогают закрепить информацию.
- Использование контекста. Привязка новой информации к уже известным данным, что облегчает её запоминание и воспроизведение.
Пример упражнения: Создание историй или ассоциативных цепочек для запоминания списка слов, где каждое новое слово связывается с предыдущим через визуальные образы.
3. Проблемы с зрительно-пространственными навыками
Трудности с восприятием форм, размеров и расстояний могут мешать успешному выполнению математических задач или чтению и письму. Метод замещающего онтогенеза направлен на улучшение этих навыков через альтернативные подходы.
Как это помогает?
- Визуально-пространственные задачи. Игры и упражнения, которые развивают способность понимать и манипулировать формами и пространством.
- Графические организаторы. Использование схем, таблиц и графиков для структурирования информации.
Пример упражнения: Работа с конструктором, где дети учатся собирать сложные конструкции, что развивает навыки пространственного восприятия.
4. Проблемы с речью и языком
Дети, испытывающие трудности с речью и языком, могут сталкиваться с проблемами в чтении, письме и устной речи. Метод замещающего онтогенеза помогает улучшить эти навыки, используя альтернативные методы коммуникации.
Что нужно делать?
- Речевая гимнастика. Упражнения, направленные на улучшение артикуляции и произношения.
- Альтернативные формы выражения. Использование рисунков и символов для облегчения понимания и выражения идей.
Пример упражнения: Создание комиксов или рисунков, которые помогают ребенку выразить свои мысли и чувства, если устная речь вызывает затруднения.
Как использовать метод замещающего онтогенеза в повседневной жизни родителям
Внедрение метода замещающего онтогенеза требует систематического подхода и поддержки как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Вот несколько шагов, которые помогут использовать этот метод в повседневной жизни:
- Регулярные упражнения. Включайте развивающие игры и задачи в ежедневный распорядок дня вашего ребёнка.
- Сотрудничество с учителями. Обсудите с педагогами, какие методики и подходы можно использовать в школе для поддержки вашего ребёнка.
- Создание поддерживающей среды. Обеспечьте ребёнка инструментами и материалами, которые помогут ему развивать альтернативные когнитивные навыки.
- Постепенное усложнение. Начинайте с простых задач и постепенно переходите к более сложным, чтобы не перегружать ребёнка.
Представьте, что ваш ребёнок испытывает трудности с чтением и письмом. Он страдает дислексией, и буквы в учебнике словно танцуют перед её глазами, создавая настоящий кошмар. Каждый вечер заканчивается слезами и отвращением к учебе.
Используя метод замещающего онтогенеза, вы начинаете с упражнений на развитие зрительно-пространственных навыков, таких как работа с головоломками и конструктором. Ребенок начинает использовать схемы и графические организаторы для чтения, что помогает ему структурировать текст и лучше понимать его содержание. Вы внедряете речевые игры, где каждое новое слово ассоциируется с визуальным образом или рисунком.
Через несколько месяцев регулярных занятий ребенок начинает читать с меньшими трудностями, а письмо перестаёт быть для него пыткой.
Метод замещающего онтогенеза предоставляет уникальные возможности для развития и компенсации когнитивных функций у детей, сталкивающихся с учебными трудностями. Используя этот метод, родители и педагоги могут помочь детям раскрыть свой потенциал и преодолеть барьеры на пути к успеху.
Каждый ребёнок заслуживает возможность учиться и развиваться в комфортной и поддерживающей среде. Применяя нейропсихологические подходы и метод замещающего онтогенеза, вы можете помочь вашему ребёнку стать успешным и уверенным в своих силах учеником.
Этот материал предоставлен в целях ознакомления и не заменяет консультацию с профессиональным нейропсихологом для диагностики и коррекции конкретных проблем.