ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ, ПОЖАЛУЙ, ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕМ В СРЕДЕ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПОЛИЦИИ, ПСИХОЛОГОВ…
Они постоянно и весьма активно обсуждаются, причем это происходит, в том числе, и потому что сами родители и взрослые вообще еще отлично помнят, каково было им и какие неприятности доставляли они своим «предкам», когда сами прощались с детством и переходили во взрослую жизнь.
Не будем повторять общие места о том, что происходит с физиологией и психикой человека в этот критический, переходный период. Мол, он уже не…, но еще и не… С одной стороны, он…, а с другой стороны – напротив…
Лучше давайте посмотрим, с какими реальными, действительными проблемами сталкиваются наши с вами взрослеющие дети сегодня. Это поможет нам осознать, насколько большая ответственность лежит прежде всего на нас, (уже) взрослых людях.
Главная задача, которая возникает перед ними и которая носит абсолютно практический характер – выбор жизненного пути, профессии. От них требуется определить свою специализацию, а затем – ВУЗ, в который они будут поступать. Еще совсем недавно никаких серьезных решений они не принимали, все за них решали родители, — а тут в одночасье оказывается, что самое главное решение, от которого зависит их будущая жизнь, должно быть принято ими.
На этом фоне происходит кардинальная перестройка ценностных ориентиров. Мечты о будущем уступают место расчетам. На место рассуждений о том, что «все работы хороши», приходят мысли о том, что доступно и перспективно. Романтические представления о будущем борются с рациональными.
В качестве «судьбоносного рубежа» выступают экзамены, тот самый пресловутый ЕГЭ. Он совершенно однозначно видится как опасность, угроза, неотвратимо надвигающаяся. Вокруг нее нагорожено такое количество страшилок, мифов, скандалов, строжайших правил, что хладнокровно к этому испытанию относиться невозможно ни ученикам, ни педагогам, ни родителям.
В этих условиях на плечи подростка вдруг падает огромная, непривычная и вряд ли посильная для него ответственность. Со всех сторон ему твердят о том, что цена его ошибок – испорченная жизнь, разбитые надежды родителей.
Неуклонно усиливается внешнее давление, ужесточаются требования. Учителя, родители, — взрослые требуют от подростка: «Давай, соберись, выучи, не расслабляйся!» Сверстники требуют внимания к себе, постоянно лезут со своими разговорами, мнениями, впечатлениями.
Нарастает поток информации, которую должен усвоить подросток. Тут и учебный материал, и дополнительные занятия, и общение в соцсетях, новые книги, фильмы. И над всем этим работает сознание: фильтрует, классифицирует, сопоставляет с уже имеющимся опытом, формирует новые образы.
Вряд ли мы сильно погрешим против истины, если по степени психологического напряжение мы сравним ситуацию современного подростка с работой оператора какой-нибудь опасной установки, например, АЭС. С этим сложно справиться даже взрослому, более опытному человеку.
А теперь наложите это на специфические проблемы, которые испытывает каждый подросток: гормональная перестройка, которая расшатывает психику, ведет к изменениям во внешнем виде, делает подростка неуверенным в себе, особенно уязвимым. Покидая детство, он пытается найти новые ориентиры, новые авторитеты. К нему приходят новые желания – любить и быть любимым, быть самостоятельным, «взрослым». Все это совершенно ново, незнакомо, пугающе. И абсолютно нет опыта, нет ни малейшего представления, что и как с этим делать.
Вывод один: подростки остро нуждаются в поддержке. Во-первых, им нужно, чтобы кто-то их выслушал: потребность выговориться, рассказать о том, что происходит, сильна как никогда. А вдруг это происходит только со мной, и я какой-то «неправильный»? Или и другие это переживают, переживали? Как это было у них?
Казалось бы, с этими вопросами и сомнениями проще всего обратиться к родителям. Но родители не всегда подходят: они вечно заняты, а главное – они сами не вышли из роли родителей «маленького мальчика» или «маленькой девочки», не всегда в состоянии увидеть в родном ребенке – не ребенка, а нового человека, порой незнакомого и не всегда приятного в общении.
Во-вторых, нужно, чтобы их не «учили жить», но в то же время объяснили, как поступать в каждой конкретной ситуации: на экзамене, в общении с новыми знакомыми, с представителем противоположного пола. Подросток – уже не ребенок, он полагает, что знает, что ему делать, то есть, какого результата он хочет достичь. Но ему позарез нужно знать, как именно это делается. Вместо целей он хочет получить в руки инструменты. Родители и тут не слишком хорошие помощники…
В-третьих, им очень нужны практические навыки управления собой, своим настроением, своими эмоциями и силами, своим временем. Их нужно научить методам расслабления и концентрации внимания, переключения на новые виды деятельности и усвоения больших массивов разнообразной информации.
Освоить все это, получить необходимые «инструменты» и техники самоконтроля, релаксации, эффективного усвоения информации возможно с помощью специалистов психологов. Обращение к ним позволит значительно облегчить процессы подготовки ваших детей к экзаменам, даст им дополнительные возможности к тому, чтобы справляться с интеллектуальными, психологическими и эмоциональными перегрузками.
Общение с психологами наверняка будет полезным и для родителей: ведь им приходится не многим легче. Наладить взаимопонимание и доверительные отношения с взрослеющими детьми, избежать никому не нужных разрушительных конфликтов, сохранять спокойствие и уравновешенность, — все это также необходимо родителям. Поэтому не откладывайте визит к нам!