Ребенок способный, но невнимательный? Как исправить ситуацию и помочь ребенку без стресса.
Разберемся с самой популярной родительской болью.
Существует два вида внимания:
Непроизвольное внимание
– это внимание, которое возникает без всякого намерения. И у малышей это основной вид внимания. Благодаря ему они цепляются за всё яркое, контрастное, звонкое. Им не надо тренировать волю, чтобы увлечься игрушкой. А когда интерес пропадает, внимание ребёнка переключается на что-нибудь новое.
Произвольное внимание
– начинает развиваться к 6-7 годам. И именно оно помогает ребенку сосредоточиться на задаче, даже если его что-то потенциально отвлекает.
Произвольное внимание помогает:
дочитать книгу,
сложить от начала до конца пазл,
играть в настольные игры,
смотреть полнометражные фильмы.
То есть делать что-то, что требует погружения в процесс. ⠀ Но и возможности произвольного внимания ограничены:
Дети 3 лет концентрируются 3-5 минут.
Между 6 и 12 годами время концентрации увеличивается постепенно до 10 минут.
В 15 лет – 20-30 минут.
Взрослые удерживают внимание максимум 20-35 минут. Через этот промежуток времени нашему мозгу для удержания внимания нужен стимул.
Почему ребенок невнимательный? Возможные причины:
Гиперактивность и дефицит внимания – это не значит, что взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания. Это про то, что мозгу не хватает ресурса, чтобы удерживать внимание на процессе. Мозг постоянно нуждается в подзарядке – ребенок срывается с места и летит, сшибая все на своем пути.
Малоподвижные образ жизни, как это не парадоксально. Мозг – орган энергозатратный. Чтобы работать, нужна энергия. Лучший источник энергии – правильно организованная двигательная активность.
Слабая нервная система – ребенку при этом сложно переключаться между видами деятельности, сложно концентрироваться.
Неправильное питание (это тоже разговоры про энергию).
Сбитый режим сна.
Переутомление и болезненность.
Как помочь ребенку развить произвольное внимание?
Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно
Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице.
Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.
Контролируйте экранное время
Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению.
Не тормозите и не торопите ребенка
Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.
Покажите ребёнка нейропсихологу и пройдите нейропсихологическую диагностику, которая позволит вам разобраться с проблемой более детально и конечно же, найти рабочие ключи к своему малышу.
Медведева Наталья
клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.