Трудности в Школе. Школьная «неуспешность» или «неуспеваемость»?
Трудности в Школе
Школьные годы — это сложный период для детей: постоянно меняющаяся среда, различные учителя, высокий уровень нагрузки и стрессы. Особенно сложно детям адаптироваться в такие моменты, как первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст, когда их распорядок дня и учебные задачи резко меняются. Это часто приводит к возникновению проблемы, известной как школьная «неуспешность».
Различие между «неуспешностью» и «неуспеваемостью»
Хотя термины «неуспешность» и «неуспеваемость» кажутся похожими, они имеют разные значения и причины. «Неуспеваемость» — это неспособность ребенка соответствовать учебным требованиям, тогда как «неуспешность» включает более широкий спектр факторов, влияющих на школьные достижения и эмоциональное состояние ребенка.
Почему возникают трудности?
Причины школьных трудностей сложны и разнообразны. Они включают физиологические, педагогические, психологические и медицинские факторы, которые тесно связаны между собой. Дети, сталкивающиеся с проблемами в учебе, могут иметь нарушения в работе мозга, влияющие на обработку информации, восприятие и координацию движений.
Признаки школьных трудностей
Симптомы школьной неуспешности могут проявляться следующим образом:
- Требования школы не соответствуют развитию мозга ребенка.
- Трудности с восприятием информации о теле.
- Замедленная или неправильная обработка звуков и зрительных образов.
- Проблемы с кровоснабжением мозга.
- Замедленная или некорректная обработка мозгом того, что видят глаза;
- Плохие оценки и низкий уровень знаний, школьная неуспеваемость
- Высокий уровень тревожности (страх перед школой, контрольными).
- Низкая мотивация («не могу», «не хочу учиться»).
- Проблемы с вниманием и концентрацией.
- повышенный уровень тревожности («я не смогу», «не хочу в школу», «боюсь контрольной» и т.д.);
- Отсутствие мотивации («я не справлюсь», «не смогу написать диктант», «у меня не получится», «не хочу учиться»);
- Необходимость совершать лишние движения для активации.
- Замедленное поведение, как будто «внутренний компьютер подвисает».
- Нарушения внимания и концентрации (ребенок не понимает простой учебный материал, не может сосредоточиться, неусидчивый, рассеянный, отвлекается постоянно);
- Нарушения слуховой и зрительной памяти (плохо запоминает информацию, ничего не помнит, «нужно по сто повторять»)
- Трудности и нарушение восприятия и ориентацией в пространстве.
- Неуклюжесть и неповоротливость.
- Проблемы с пространственным восприятием (путает лево и право, плохо ориентируется в тетради, проблемы с почерком);
- Низкая самооценка и неуверенность.
- несамостоятельный (неуверенность в принятии решения, ожидание помощи от взрослого) и т.д.
- Быстрая утомляемость и эмоциональная неустойчивость (тревожность, плаксивость, частые истерики, агрессивность по отношению к близким взрослым, замкнутость).
- Низкая нейродинамика
- Психосоматические проявления (стресс, тики, энурез, речевые запинки).
- трудности с обработкой мозгом информации о теле
К определенному моменту школьная неуспешность у ребенка может перейти в целый «букет» психологических проблем.
Неврологические причины
У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен;
Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи. У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Учебные трудности часто вызваны неврологическими проблемами, которые заставляют мозг работать в режиме перегрузки. Это объясняет, почему дети могут быть утомлены или, наоборот, чрезмерно активны. Нарушения в управлении движениями глаз и зрительной информацией затрудняют процесс обучения, чтения и письма.
Блоки мозга и их влияние
Представим, что мозг разделен на блоки:
- Первый блок отвечает за активность мозга. Если он недостаточно развит, ребенок быстро устает и перестает воспринимать информацию на уроках.
- Второй блок связан с памятью и пространственной ориентацией. Нарушения в этом блоке приводят к зеркальному написанию букв и путанице.
- Третий блок управляет всей психической деятельностью. Нарушения здесь затрудняют соблюдение правил и самоконтроль.
Можно ли помочь?
Да, школьнику можно помочь! Для выявления глубинных причин его трудностей необходима нейропсихологическая диагностика. Она позволяет определить:
- Проблемы с вестибулярной системой и контролем движений.
- Трудности с обработкой зрительной и звуковой информации.
Цель нейропсихологической диагностики и нейрокоррекции- помочь ребенку научиться самостоятельно справляться с учебой и контролировать свое поведение.