Начиная с первых лет жизни наши дети проходят через несколько обязательных этапов, на каждом из которых они сталкиваются с новыми условиями, новым окружением, новыми правилами. Меняется и расширяется круг общения, растет объем получаемой информации, детям приходится осваивать новые игры, понимать новые требования, учиться новым навыкам взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.
В эти годы, предшествующие школе – волшебные с 2 до 5-6 лет – начинают складываться черты будущих личностей, закладываются первые основы их характеров. Проявляются первые признаки, по которым можно судить о склонностях и способностях малышей.
В эти же годы могут проявиться и проблемы в развитии Вашего ребенка, — проблемы, которые можно легко определить и от которых несложно избавиться в этом возрасте. Однако, если вовремя не обратить на них внимание, они могут прогрессировать и в дальнейшем затруднить развитие Вашего ребенка, осложнить его вхождение в школьную жизнь, в процессы обучения и общения.
К таким проблемам относятся, в частности, задержка речевого развития (ЗРР) и общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутичные черты, моторная неловкость. Необходимо помнить, что наличие таких отклонений в развитии может помешать Вам устроить Вашего ребенка в школы, предъявляющие особые требования к учащимся.
В возрасте от 2 до 6 лет указанные проблемы вполне поддаются решению. Для этого необходимо обратиться к специалистам, которые помогут Вам разработать методики коррекции развития Вашего малыша, проведут с ним комплекс занятий, что позволит ему без затруднений перейти к новому этапу своей жизни – учебе в школе.
Чтобы добиться максимального эффекта, специалист-психолог должен познакомится не только с ребенком, но и с его родителями. В беседе с ними он уточняет особенности внутриутробного развития малыша, то, как протекали роды, получает информацию о возможных наследственных заболеваниях, а также о психологической ситуации в семье, о том, в какой атмосфере растет ребенок.
Затем психолог в ходе игрового общения с ребенком определяет два важнейших показателя. Во-первых, внимание обращается на актуальный уровень развития малыша. В частности, уточняется уровень его речевого, двигательного, сенсорного развития, особенности его интеллекта, поведения, а также выявляет его способности к адаптации к новым условиям.
Во-вторых, вместе с родителями специалист намечает те положительные результаты, которые реально достичь в обозримом будущем с помощью тех или иных коррекционных методик. На этой основе формулируются конкретные цели и задачи предстоящих занятий, намечается оптимальная их программа, соответствующая индивидуальным особенностям каждого ребенка.