Сенсорная интеграция — метод работы с ребенком, в ходе которого центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, равновесие (вестибулярный аппарат), восприятие собственного тела и превращает ощущения в восприятие, т.е. организовывает их для совершения движений, нормального поведения и обучения.
Вмешательство, основанное на сенсорной стимуляции и интеграции – коррекционная работа, построенная на игре в специальной развивающей (терапевтической) среде.
Эта среда обеспечивает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами.
Специалист внимательно наблюдает за ребёнком и предоставляет ему широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы.
В ходе этой работы постепенно меняется реакция мозга, и центральная нервная система ребёнка начинает лучше оценивать получаемую информацию и лучше использовать ее в повседневной жизни.
В результате улучшаются моторные (двигательные) реакции, связанные с координацией движений, дыханием, речью, поведением, обучением и другими. А это в свою очередь ведет за собой изменения, результатом которых является улучшение мышления и социального функционирования, адаптированность к среде.
Сенсорная интеграция является коррекционной и развивающей одновременно, она направлена на улучшение мышления и социального функционирования.
Программа «Сенсорная интеграция» разработана на основе методики Э.Джин Айерс об организации ощущений для практической деятельности.
В основе методики лежит понимание неврологических процессов, организующих ощущения человека, поступающие как изнутри его тела, так и снаружи, из окружающей среды. Опираясь на понимание этих процессов и интеграцию их деятельности, была и разработана методика Э.Джин Айерс, на которой основывается программа.
Программа предполагает коррекцию нарушений сенсорной интеграции:
- двигательная неуклюжесть
- быстрая утомляемость
- отказ от социальных контактов
- задержка развития речи,
- двигательного развития,
- трудности в обучении,
- слабая организация поведения,
- гиперактивность,
- синдром дефицита внимания или чрезмерное спокойствие,
- отсутствие какой-либо мотивации или активности
Методика включает следующие упражнения и занятия:
- Комплекс игровых мероприятий, нацеленных на уравновешенность в поведении и усидчивость при обучении в школе.
- Двигательные упражнения для улучшения координации движений.
- Интеграция вестибулярной системы, в том числе сниженная или повышенная активность вестибулярной системы.
- Работа над удержанием равновесия, устойчивости при перемещении, координацией движений.
- Устранение внутренних причин укачивания при перемещении.
- Интегрирование движений, планирование и правильная реакция. Взаимодействие с окружающей средой.
- Работа с видами нарушений деятельности.
- Работа над контролем за движением.
- Работа над реакциями, связанными с положением и сохранением тела в пространстве, определенной позы.
- Работа с нарушением специфических двигательных навыков.
- Работа с нарушением двигательного планирования.
- Развитие устойчивых паттернов планирования двигательных навыков. Навыки и привычки.
- Нормализация восприятия и обработки ощущений центральной нервной системой ребенка, получаемых от рецепторов кожи (сниженная чувствительность или, наоборот, тактильная гиперчувствительность).
- Расстройства аутического спектра.
- Работа с регистрацией сенсорных сигналов (импульсов) при нарушении их обработки центральной нервной системой. Апраксия.
- Модуляция сенсорных импульсов. Работа над регуляцией избыточной активности.
- Развитие двигательного планирования.