Нейропсихология – область медицинской психологии, изучающая мозговую организацию психической активности человека в период его развития — с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста и возможности применения этих знаний для диагностики и реабилитации когнитивных функций человека.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для детского возраста.
Нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные недостаточной сформированностью и (или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение определенного малыша.
На основании качественного анализа разных типов ошибок, допускаемых ребенком при выполнении нейропсихологических тестов, способов их коррекции, можно выявить весь спектр возможных нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемой функции, зону ее ближайшего развития, а также состояние различных звеньев в структуре отдельной психической функции и других функций, с которыми она имеет общие звенья.
Очень большое значение имеет ранняя нейропсихологическая диагностика латентных отклонений в развитии для своевременного применения мер превентивного(предупреждающего) лечения и коррекции.
Какие же дети особенно нуждаются в консультации нейропсихолога?
Дети, у которых наблюдаются следующие отклонения:
- снижением общей работоспособности,
- повышенная утомляемость,
- рассеянность,
- нарушение мыслительной деятельности,
- недостатки в речевом развитии,
- снижение функции внимания и памяти,
- несформированность пространственных представлений,
- недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.
Нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Нейродиагностика включает исследование:
- двигательных функций ребенка,
- межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости),
- речевых функций,
- исследование памяти,
- уровня интеллекта,
- чтения и письма
- зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.