ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ, ЧТО В АРТ-ТЕРАПИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА:
- всегда на первом месте – терапевтические цели. Творческие цели вторичны. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются результатом деятельности воображения, а не проявлением художественных способностей;
- искусство обладает целительным действием само по себе. Художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Поэтому ведущий специалист поощряет пациента доверять своему собственному восприятию и стремиться выражать свои спонтанно возникающие чувства, эмоции, образы.
Тот факт, что искусство способно излечивать многие недуги, известен издревле. Один из главных действующих при этом механизмов — сублимация, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. Она позволяет пациенту выразить свои бессознательные инстинкты, страхи, влечения (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творческие образы.
Тем самым искусство позволяет взять под осознанный контроль такие деструктивные чувства и состояния, как гнев, страх, агрессия и направить их «в иное русло», выплеснув их на бумагу или холст.
Помимо этого, арт-терапия открывает пациентам путь к самоутверждению, повышению самооценки через творчество.
ИМЕННО ТВОРЧЕСТВО С ЕГО НЕПОВТОРИМОСТЬЮ, УНИКАЛЬНОСТЬЮ ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ УВЕРИТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ.
Нельзя не сказать и о таком положительном эффекте применения арт-терапии, как развитие коммуникативных способностей пациентов. Умение общаться, выражать свои мысли и переживания и понимать мысли и переживания других людей становится все большей редкостью в наше время.
Арт-терапия учит пациентов — особенно детей — пользоваться самыми разнообразными способами, приемами, методами для налаживания коммуникаций, выстраивания общения.
Все это — укрепление самоконтроля, управление своими эмоциями и состояниями, повышение самооценки, освоение разнообразных навыков общения — может быть достигнуто с использованием методов арт-терапии и значительно улучшает адаптивные способности личности. А ведь именно умение быстро и эффективно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современной жизни прежде всего необходимо нам и нашим детям.
Следует подчеркнуть, что продуктивность занятий арт-терапией может быть гарантирована только в условиях специальных студий или кабинетов. Дело в том, что для таких занятий необходим целый ряд условий.
Во-первых, нужно иметь широкий выбор различных изобразительных материалов:
- краски,
- карандаши,
- мелки,
- пастель,
- а также цветная бумага, фольга,
- текстиль,
- глина,
- пластилин,
- специальное тесто для лепки,
- песок с миниатюрными фигурками для «игры с песочницей»,
- дерево и иные материалы.
Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков.
Необходимо также иметь:
- кисти разных размеров,
- губки,
- ножницы,
- нитки,
- разные типы клеев, клейких лент и т.д.
При этом качество материалов должно быть достаточно высоким, чтобы их использование не несло потенциального вреда пациентам.
Нужно понимать, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы.
Как правило, сначала пациенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами: эти средства позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы.
Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта», умений и навыков. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции создает ощущение защищенности, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании.
Ведущий занятия специалист психолог должен обеспечить клиентов необходимыми материалами и проявить максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Помещение для занятий должно быть просторным, чтобы обеспечивать место для движений и шумных игр.
САМИ СЕАНСЫ ЗАНЯТИЙ АРТ-ТЕРАПИЕЙ ДЕЛЯТСЯ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ:
- невербальная, творческая, неструктурированная часть. Она занимает до 70 процентов времени каждого сеанса. Ее содержание — изобразительная деятельность, использование самых разнообразных механизмов невербального самовыражения и визуальной коммуникации;
- вербальная, формально более структурированная часть. Она занимает 30 процентов времени. Ее содержание — словесное обсуждение и интерпретация нарисованных объектов и возникших ассоциаций.
Как вы наверняка заметили, арт-терапия во многом схожа со сказкотерапией или игротерапией. Эти методы психологической профилактики, коррекции и терапии ориентированы прежде всего на работу с детьми и являются оптимальными для этих целей.
Безусловно, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии совместной работы специалистов-психологов и родителей, всех членов семьи, а также воспитателей и учителей.
Чтобы лучше познакомиться с арт-терапией и других родственных ей психотерапевтических методик, приглашаем вас на консультации в наш Центр Психологии и Нейропсихологии PsyMed
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА:
- Индивидуальный комплексный подход с учетом личностных особенностей развития
- Сочетание сенсомоторной и когнитивной коррекции
- Непрерывный контроль и оценка динамики коррекционного процесса
- Уникальные нестандартные подходы к диагностике и коррекции
- Авторские методики всесторонней коррекционной работы
- Работа с детьми с особенностями развития, начиная с раннего возраста
- Опыт работы со сложными патологиями.
Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.