Психологический запор. Чем может помочь психолог?
Все мы знаем, что тема какашек одна из самых популярных среди мам. Цвет, консистенция, запах, частота – все это говорит о здоровье или нездоровье крохи.
Поэтому вопрос запора болезненный не только для ребенка, но и для родителей.
Психологический запор у малыша возникает из-за внутренних тревог и переживаний. Из-за воспоминаний о болезненной дефекации.
Обычно эта проблема появляется не раньше 2-3 лет. Так как только с этого возраста ребенок может сознательно сдерживать позывы к дефекации.
Какие ситуации могли привести к сдерживанию?
- физиологический болезненный запор (т.е. болевые ощущения)
- негативный опыт дефекации в общественном месте (детский сад, торговый центр, поезд, самолет)
- резкая смена места (переезд, поездка на отдых, к бабушке, в гостях)
- раннее приучение к горшку (так ребенок еще не дозрел, чтобы контролировать свой кишечник и просто не понимает что и как от него хотят, но ожидание родителей и их недовольство, провоцируют внутреннее напряжение и тревогу)
- наказание за испачканные штанишки
- диарея, у малыша остаются воспоминания о боли в животе, частом стуле, запахе.
Эти ситуации касались моментов, которые очень приближены к самому процессу дефекации.
Но есть ситуации, которые только косвенно относятся к дефекации.
У ребенка когда-то был физиологический запор. Воспоминания достаточно яркие об ощущениях, но потом удалось восстановить нормальную дефекацию, и ребенок вроде бы начал какать.
Но тут происходят какие-то эмоциональные события в жизни ребенка:
- ссора родителей, свидетелем которой он стал;
- адаптация к детскому саду;
- или же какой-то конфликт в детском саду;
- испуг от страшной сказки-мультика;
- любая другая появившаяся тревога;
- смена места жительства;
- кто-то из родителей был дома и вдруг вышел на работу или куда-то уехал;
- малыш попал в больницу (хорошо, если с мамой, а бывает и без);
- страх унитаза, конструкция неизвестная, многие дети боятся шума, боятся провалиться в унитаз и т.п.
Ребенок, испытывающий тревогу или страх, или же сильное эмоциональное напряжение, не умеет самостоятельно избавляться от этих ощущений и естественно справляться с ними.
Внутри у ребенка возникает напряжение на физиологическом уровне. Из-за невозможности расслабиться могут присоединиться и другие соматические проявления.
Таким образом, малыш удерживает дефекацию, так как по его ощущениям именно дефекация приносит отрицательные эмоции и болевые физические ощущения.
Но образуется замкнутый круг, малыш не какает, кал твердеет и дефекация снова становится болезненной.
Вот почему на этапе лечения очень важно иметь контакт с гастроэнтерологом для своевременной консультации и корректировки дозы лекарства.
Еще одна причина сдерживания дефекации (чаще с 4-х лет, но могут быть исключения) – это гиперсензитивность и повышенная брезгливость малыша.
Гиперсензитивность это повышенная чувствительность. Сенсорные системы ребенка раздражаются слишком сильно и ощущения от этого раздражения слишком сложны для ребенка.
А к этим ощущениям относятся запах, телесные ощущения от контакта с горшком, унитазом или непосредственно с каловой массой.
Дети начинают бояться, что какашка их испачкает, или что она слишком сильно будет пахнуть, или они боятся просто-напросто увидеть свою какашку.
Таких деток мы узнаем по определенным признакам гиперсензитивности:
- не любят долгий телесный контакт;
- боятся испачкаться на улице или дома во время еды или игры;
- не любят громкие звуки;
- имеют пищевую избирательность;
- сложно моют голову или умываются и чистят зубы ( не любят);
- некоторые не любят и купаться вовсе.
Поэтому такие малыши тоже сдерживают дефекацию, чтобы избежать встречи с таким неприятным на их взгляд событием.
Очень близко к этой причине, или одно вытекающее из другого, когда дети удерживают дефекацию (часто с 6 лет, но тоже могут быть исключения…) из-за приучения к самостоятельному вытиранию попы.
Если ребенок слишком брезглив или чувствителен, а родители недостаточно объяснили, как вытереть самостоятельно попу, какие средства использовать, или наоборот насильственно заставили вытирать попу самостоятельно, ребенок начнет удерживать дефекацию, лишь бы не вытирать после неё себе попу. И это действительно настоящая трагедия для ребенка. Часто на уровне травмы.
Есть еще много различных вариантов психологических причин удерживания дефекации. Но одну еще надо обязательно озвучить.
Это детско-родительские отношения, в которых мама или другой значимый взрослый не учитывает личные границы ребенка, не даёт самостоятельного выбора во многих ситуациях, которые должны были послужить элементом расширения опыта малыша.
И тогда сдерживать дефекацию остаётся единственным возможным способом что-то решить самостоятельно. В данном случае самостоятельно решить, когда эта дефекация осуществится.
Например, ребенок играет, чувствует позыв, и принимает решение терпеть, позыв прекращается, через какое-то время возникает вновь, но ребенок продолжает его сдерживать и не включаться в этот процесс. Следующий позыв появится уже с большим промежутком времени, кал затвердеет и тут уже ребенок удерживает очень осознанно и включенно, понимая, что будет больно.
Такая проблема более характерна младшим школьникам. Но тоже бывают возрастные исключения.
По школьникам и старшим дошкольникам ещё один эпизод, травма отверженности или униженности, когда родители требуют от ребенка соответствовать каким-то их ожиданиям, какому-то уровню (например, хорошо учиться), часто ведут себя строго, испытывают модели сравнения с другими детьми.
Ребенок начинает тревожится, что он не такой, не правильный, не радующий родителей, не принятый ими безусловно. И также возникает внутреннее напряжение и далее все стандартно приводит к запору.
И в целом мы всегда помним, что запорам подвержены тревожные и эмоциональные дети, дети с задержкой формирования функций регуляции и контроля, дети с повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы.